Кто такой пророк Авраам: патриарх и основоположник трех мировых религий
Древняя Месопотамия была густонаселенной страной городов. Сельское хозяйство тут процветать не могло ввиду скудности грунтов. Деревьев было мало, зато местоположение оказалось достаточно выгодным. Сюда, в Двуречье, пришли с Востока кочевые шумеры и выстроили высокие башни, на которых «поселили» своих богов. Самым известным городом был легендарный Ур (Ур Касдим, Ур-халдейский), который собирал тысячи народов на своих рынках. Они грузили добро на мулов и возили их вдоль Евфрата кочевникам, к примеру, в местность Ханаан. Именно тут появился на свет будущий пророк Авраам в семействе зажиточного торговца с многочисленным потомством. Давайте разберемся, существовал ли этот человек в реальности или его можно считать сказочным, придуманным героем, который был «раскручен» для оправдания перехода к единобожию.
Кто такой патриарх Авраам: первый пророк или вымышленный персонаж
Сегодня христианство называют мировой религией, а это означает, что поклонников ее можно встретить в любом уголке земного шара. Однако были времена, когда о нем еще никто не знал, а большинство народов имело собственных богов, идолов и истуканов. Заслуга Авраама заключается в том, что именно он основал три основные мировые религии монотеистического плана.
- Иудаизм.
- Ислам.
- Христианство.
Все они впоследствии были названы авраамическими, увековечив память о нем на века. Достоверно неизвестно, существовал ли знаменитый патриарх в реальности: есть множество аргументов «за и «против». Если доверять Библии, то жил пророк Авраам приблизительно в восемнадцатом веке до нашей эры в Двуречье, был сыном богача и изготовителя халдейских идолов – Фарра.
Есть история, будто Авраам однажды пришел в мастерскую и отрубил руки и ноги всем готовым к продаже истуканам и божкам. Потом он еще и предъявлял к отцу претензии, ведь те не сопротивлялись и защитить себя перед лицом простого смертного не смогли. Добром это не закончилось, а за порчу имущества папа наказал сына, побив плетями. Но зерно сомнения в душе юного Авраама было посеяно.
Краткая характеристика
Сначала никто не знал такого человека, как пророк Авраам, так как в семье называли мальчика просто Аврамом (אַבְרָם). Он во всем помогал родителям, а когда подрос, женился на своей сестре Саре (Сарай), что было на то время вполне нормальной практикой. Однажды, опасаясь утраты богатств, отец решил всей семьей перебраться из большого города в Ханаан. Многочисленных сыновей и дочерей он решил взять с собой. По дороге Фарра неожиданно умирает, а после этого случается самое знаменательное событие в жизни Авраама – к нему первый раз обращается сам господь Бог, «творец всего сущего, неба и тверди земной».
Беспрекословно послушав создателя, Авраам отправляется туда, куда тот ему указал, ведь Бог обещал приумножить его потомство, превратив его в великий и благословенный народ. Почему творец выбрал именно этого человека, которому на тот момент уже исполнилось семьдесят пять, и детей у него не было? Ответа на это вопрос уже не получить. Тем не менее впоследствии у мужчины родился сын, и даже не один. По велению Бога Авраам первым совершил обрезание сам, и научил других. Он готов был беспрекословно слушать все приказы творца, из-за чего чуть не сгинул его единственный на то время сын – Исаак.
Первый пророк на земле
Согласно библейским данным, а также более ранним материалам из иудейской Торы (мидришах), Авраам был далеким потомком Евера или Эвера, что в переводе означает «тот, что перешел реку» или просто «странник». Именно от этого имени пошло название иври (еврей), что впервые было употреблено по отношению Авраама и его потомков. Он был праправнуком самого Ноя, которого великий Бог спас от гнева своего за праведность жизни и чистоту помыслов. Авраам принадлежит к ветви потомков сына Ноя – Сима (Шема).
Отец парня проживал с семейством в шумерском Уре. Был это золотой город, на башнях которого были установлены «солнечные» и «лунные» (золотые и серебряные?) идолы. Согласно традиционной библейской истории, Аврам родился приблизительно в тысяча восемьсот двенадцатом году до нашей эры. По указанию родителей, парень взял в жены сестрицу Сару, которую потом по приказу Бога переименуют в Сарру, но детей он так и не заимел, хотя ее молодость уже клонилась к закату. Предположительно, девушка оказалась бесплодной.
Для доказательства существования такого персонажа, как Авраам, Библия использует Третью книгу Царств (6:1). Там даже называется примерное время: меж датой постройки храма Соломона и исходом евреев из Египта прошло ровно четыреста восемьдесят лет. Таким образом, Авраам должен был выйти из Ура приблизительно в две тысячи девяносто первом году до нашей эры. Однако археологам известно, что ни одного действительно крупного города в те времена на просторах Ханаана не существовало.
В исламе, который называет Авраама Ибрахимом, тоже есть отсылка к тому, что однажды он уничтожил огромное количество работ отца. Чтобы не утратить своего богатства (воры, скудность земель, недостаточные площади пастбищ), тот решает уходить в Ханаан, прихватив все свое семейство, в том числе и непокорного сынка с женой, а также внука Лота. Историки считают, что эта история напрямую указывает на активное переселение семитских народов амореев или аморитов (самоназвание сутии) из Месопотамии в Палестину в XIX—XVIII веках до нашей эры.
Более того, историк Игорь Дьяконов говорит, что никакого отношения к шумерам, сутиям, ханаанянам или амореям Авраам и его родня не имели. Жили обособлено, собственными землями не обладали, а местную религию не разделяли. Потому им сложно было отыскать достаточные ресурсы для содержания скота и хранения богатств. Кроме ссылок на временные отрезки в Библии, которые можно привязывать к лицам и событиям произвольно, никаких реальных доказательств того, что Авраам был исторической личностью, нет.
Особый день 75-летия
По современным общепринятым меркам Авраам был уже на склоне лет, когда семейство добралось до города Харана. По одной из многочисленных версий истории, именно тут и случилось ему первое откровение. Сам Бог явился будущему пророку, дав ему прямые указания и обещания. Скорее всего, Авраам прозрел, когда увидел, что идолы не в силах защитить даже самих себя, не говоря уже о людях, поклоняющихся им. Решив, что существует высшее божество, мужчина действительно «постиг» (услышал?) голос, приказывающий ему отправляться для принесения жертвы на гору Хорив.
Сперва следовало соблюсти жесткий сорокадневный пост, а потом в день собственного семидесятипятилетия пройти искушения, уготованные дьяволом Азазилом (Азазелем). Приставленный к мужчине ангел помог ему справиться с напастью, выстоять в молитве к Богу до вечера. Сразу после захода солнца серафим и человек вознеслись на небеса. Увидев рай и ад своими глазами, Авраам вопрошает, как же господь мог допустить грехопадение, но в ответ получает только пророчество для себя и всего человечества. Смертному не дано постичь весь великий замысел творца, потому ответов не последовало.
Родоначальник израильского народа
Принесенная жертва и путешествие на небеса не прошли для Авраама даром. Он утвердился в своей вере и решил следовать приказам творца во что бы то ни было. После возвращения он решает разделить семью. Вместе со своей женой и племянником Лотом, который впоследствии сыграет весомую роль в библейской истории, он отправляется на Юг по велению Бога. Однако находит там только голод и лишения, потому своей новой целью выбирает Египет. Опасаясь, что неземная красота его жены Сарры станет поводом для зависти, Авраам приказывает ей назваться его сестрой. Женщина повинуется, так как приказ мужа был законом.
Египтянам действительно пришлось по душе ангельское личико и тонкий стан Сарры. Вскоре слухи об этом достигли фараона. Он приказал привести красотку и тут же решил жениться. Девушка покорно согласилась, а правитель к свадьбе одарил ее «брата» всяческими благами и богатствами. Бог подобного поведения не одобрил и «поразил» дом фараона. Тот вызвал к себе Авраама и потребовал ответа. Правитель настолько полюбил прекрасную женщину, что решил отпустить ее вместе с мужем и нажитым имуществом, когда понял, в чем секрет.
Богатств у путешественников было настолько много, что они решили разделиться. Лот, забрав свое добро, ушел на восток – в окрестности Иордана. Авраам же поселился в Ханаане, где творец снова явился ему. Он еще раз обещал мужчине приумножить его потомков и отдать ему в собственность все окрестные ханаанские земли. Однако супруга его так и оставалась бесплодной, потому «дала» мужу рабыню Агарь, которая, несмотря на преклонный возраст Авраама (86 лет), через положенный срок родила сына, названного Исмаилом (Измаил). Мальчик вырос в пустыне, женился на египтянке. Его двенадцать отпрысков стали прародителями арабов и бедуинов.
Прошло еще тринадцать лет, прежде чем Бог снова явился своему любимцу. Он повторил слова завета, в честь чего переименовал его, назвав Авраамом, и приказал всем мальчикам делать обрезание. Сам будущий пророк и патриарх был обрезан в возрасте девяноста девяти лет, после чего у него действительно родился сын от Сарры. Назвать его решено было Исааком (Ицхак), что в переводе означает «радость», «смех». Мальчика обрезали на восьмой день, но когда он подрос, то Бог приказал Аврааму принести его в жертву, чтобы испытать его веру.
Тот, взяв подростка, отправился в горы, сложил костер, и только своевременное вмешательство ангела спасло Исаака от неминуемой гибели. В жены отец подыскал ему хорошую девушку из родных месопотамских земель, которую звали Ривка (Ребекка, Ревекка). В сто двадцать семь лет Сарра скончалась, а Авраам снова женился, но уже на более молодой женщине. Она родила ему еще шестерых сыновей, которые тоже стали родоначальниками арабских племен. Таким образом, господь и оправдал данное ему имя, ведь Авраам – это «отец множества народов». После того как патриарх умер, Исаак похоронил его в той же пещере, что и мать.
Авраамические религии
Исследователи долго разбирали историю жизни Авраама и его детей, которое имеются в древних текстах, в том числе и апокрифического (не вошедшего в писания) характера, чтобы обозначить основные признаки авраамических религий. Даже родословная будущего пророка Иисуса (Йешуа) начинается с того, что он был потомком Давидовым и Авраамовым. Бог не обманул своего верного раба и выполнил собственные обещания, а взамен получил четкое понимание монотеистичности творения. Именно Авраам первым понял, что не истуканы защищают и хранят народ и его самого, а единый всемогущий Бог.
За свою помощь творец требовал немного: соблюдения принципа договора из нескольких простых пунктов. В знак вечности и нерушимости завета, который со стороны божества и так был неизменным, должен был чем-то подтвержден и со стороны людей. Потому каждый мальчик на восьмой день жизни должен проходить ритуал обрезания. Это стало таким же важным правилом, как соблюдение девяти заповедей, принесенных людям Моисеем, или правила шариата, позже прописанные в Коране. Апокрифический текст откровения Авраама вошел в пресловутый Сильвестровский сборник, и в таком виде добрался и до славянских земель. Оно входит также в Толковую Палею (книгу – памятник древнерусской литературы), которая представляла собой достаточно вольный пересказ историй Ветхого Завета.
Еврейское наследие Авраама
В историческом срезе память иудейского народа хранит личность Авраама, как центрального персонажа. Он стал предком всех народов, но в первую очередь иудеев. Но он не просто прародитель, но и вестник монотеизма, пришедшего на смену язычеству. Иудейская традиция считает, что пророк не только провозгласил новую веру. Он вернул людей к изначальной, древней религии, которую исповедовали еще его далекие предки: Моисей, Адам, Ной, Сим и другие древние люди.
Главная заслуга патриарха в том, что он вернул правильное понимание поклонения, заключив свой завет с Богом. Он стал первым пророком изначальной, древней, мощной и правдивой веры. Верность и преданность Авраама Богу безгранична. Это можно увидеть в истории Исаака, которая очень популярна в еврейской традиции (иудаизм). Несмотря ни на что, мужчина готов последовать указаниям – уничтожить собственного сына, появления которого ждал почти сотню лет. Именно эта история из Талмуда читалась во время постов, а также в празднование еврейского Нового года (Рош ха-Шана), когда было принято трубить в специальный рог (шофар) для возвещения принесенной жертвы.
Христианская традиция верований
Христианство в целом и православие в частности тоже признает историю об Аврааме и сыне его Исааке весьма поучительной, а сам главный герой считается пращуром всех последователей этой религии. Его имя очень часто упоминается в православных и католических молитвах, как упоминание предка: «Боже отец наших, Авраамов, и Исааков, и Иаковль…».
Несмотря на то, что физически Авраам являлся «отцом» только иудейского народа, христианская традиция делает его прародителем через Иисуса, который умер за грехи любого человека на планете. Важно обозначить еще одну историю – явление патриарху троих нищих (путников), которую принято считать символом триединства Бога (отец, сын и дух). К нему пришли нищие, но пророк «признал» в них ангелов, олицетворяющих милосердие, славу и твердость веры.
Мусульманская традиция
В исламе вообще имеется собственный взгляд на все древние тексты, хотя мусульмане вполне признают историю Авраама подлинной и правдивой. Его прямой наследник, внук Исмаил, стал прародителем всех мусульманских племен. Именно потому история об изгнании Агари и ее отпрыска в пустыню считается основной. В Коране она обыграна несколько иначе, чем в Библии. Там девушка сама убегает от гнева Сарры, а патриарх помогает ей, дает ей с собой хлеба и вина.
Последователи ислама считают пророка и патриарха строителем легендарной Каабы. Это здание кубической формы, находящееся внутри храма «Заповедная мечеть» (Масджид аль-Харам), и являющееся святыней для всех мусульман. По легенде, Ибрахим выстроил ее как раз там, где она стояла во времена существования первого человека. Отец якобы научил Исмаила особому обряду хаджа (паломничеству). Над пещерой под названием Махпела, в которой покоится пророк, мусульмане возвели мечеть, считающуюся одной из величайших святынь.
Осмысление завета Авраама
Философы нового и новейшего времени постоянно бьются над загадкой соответствия, правильного соотношения морали и религии. История откровения и завета Авраама в этом плане чрезвычайно сложна для осмысления. Ведь в ней божественные указания фактически конфликтуют с моральными аспектами поступков и побуждений. Немецкий мыслитель и философ Иммануил Кант считал, что пророк поступил неэтично по отношению к собственному сыну, но и к Богу тоже. Согласно его рассуждениям, Авраам должен был указать «голосу с небес», что не станет лишать жизни собственного сына, ведь уверенности в том, что указывает ему именно Бог не было, да и быть не могло.
Датчанин Сёрен Обю Кьеркегор (философ девятнадцатого века) с Кантом в корне не согласен. Он высказал иной взгляд на эту поучительную и непростую историю. Последовав указанию Бога и собираясь убить собственного сына, Авраам будто переступает через этику, отбрасывает моральные терзания ради высшей абсолютной цели. Он пишет, будто существуют «высший долг пред Богом», по сравнению с которым мелкое убийство человека вообще не играет никакой роли. Само по себе оно ни на что не влияет, а отказ от выполнения становится ослушанием. Французской философ Жан-Поль Сартр разделял и развивал взгляды Кьеркегора.
В память об Аврааме, отце современных религий
Библейская история Авраама, а также его сыновей, Исмаила и Исаака, противоречива и многогранна. Однако память людей о преданности Богу, за которую можно получить награду и стать «отцом многих народов», хранит пророка из древних текстов, делает его популярным персонажем, в особенности в религиозной среде. Потому люди искусства зачастую обращаются именно к этой истории, олицетворяющий непростой выбор между собственным и всеобщим благом, между послушанием и грехом, между Богом и дьяволом, падением и возвышением.
Великие художники древности изображали терзания патриарха. Живописец семнадцатого века, Питер Ластман, написал несколько картин по данной тематике: «Авраам на пути в Ханаанскую землю», «Изгнание Агари», «Сара, ожидающая жениха», «Авраам и три ангела». Все эти работы можно в наши дни увидеть в Санкт-Петербурге: они выставляются в Эрмитаже, и любой желающий может на них посмотреть. Французской гравер и художник Поль Гюстав Доре тоже обращался к таким сюжетам. Его работа «Три ангела посещают Авраама» впечатляет и даже несколько пугает своей реалистичностью. В девяносто четвертом году прошлого века на экраны вышел художественный фильм режиссера Джозефа Сарджента под названием «Авраам», повествующий историю его жизни.