Божественный теоретик Фома Аквинский: биография католического философа
Он родился в аристократическом многодетном семействе, средств в котором едва хватало, чтобы содержать все голодные рты. Еще до того, как он появился на свет, это было предсказано бродячим мудрецом. Судьбой его была священническая ряса, а жизненной дорогой – воля Христа. Фома Аквинский, итальянский философ и систематизатор схоластики, богослов и основатель томизма, канонизирован в католицизме в качестве святого. В конце девятнадцатого века его признали одним из самых авторитетных христианских ученых, что сумел связать философию Аристотеля и общепринятое вероучение церкви.
Ученый-монах Фома Аквинский: биография седьмого сына
Чтобы лучше понимать, в какой момент истории пришлось жить этому человеку, стоит обратиться к записям путешественников и свидетельствам очевидцев. В тринадцатом веке итальянские города стали играть колоссальную роль в торговле Европы, а также становились центрами средневековых ремесел. Однако каждый из них старательно перетягивал «одеяло на себя», из-за чего постоянно вспыхивали вооруженные конфликты. Венеция, Королевство двух Сицилий, Пиза, Генуя, Неаполь и особенно Флоренция со своими вольнолюбивыми гражданами, регулярно находились в состоянии войны. Эти противоречия осложнялись еще и борьбой папства и королевской власти, а после смерти Генриха VI сицилийские земли оказались под жестким контролем Ватикана.
В юном возрасте философ и теолог отличался высоким ростом, неповоротливостью и некоторой грузностью, потому соученики прозвали его Сицилийский Бык. На это учитель Альберт Великий отвечал, что он «взревет так громко, что его рык оглушит весь мир». Его слова полностью сбылись позже.
Кратко о жизни первого схоластического учителя церкви
У бедных аристократических семейств Европы в тринадцатом веке был небогатый выбор, куда отправить учиться детей, тем более, если в семействе их было достаточно много. Для девочек была одна надежда выбраться из вечных долгов – выгодно выскочить замуж, а мальчикам следовало либо воевать, либо проповедовать. Фома Аквинат выбрал путь веры, но не учел, что его происхождение и близкое родство с противником установления папской власти Фридрихом II Штауфеном сослужит ему плохую службу. Именно потому первые тезисы богослова были осуждены церковью и только позже стали общепринятыми.
К середине тринадцатого века стала понятно, что от учения Аристотеля никуда не скрыться, и папа решил как-нибудь «привязать» его к канонам веры. К тому моменту Фома уже славился своими богословскими трактатами, потому он и был избран на роль защитника католической веры. Именно на это он и положил всю свою жизнь. Ему принадлежит разработка пяти основных доказательств бытия Господа (существования Бога), которые в восемнадцатом веке с треском разрушит немецкий философ Кант, но взамен создаст свое, шестое доказательство. Несмотря на это, именно он положил начало фомизму, или томизму – теистического учения о способах постижения веры посредством разума.
Семья будущего богослова
Знатный граф Ландольф Аквинский принадлежал к древнему роду, но был низшего дворянского сословия. Он имел собственное родовое гнездышко – замок Роккасекка, неподалеку от Неаполя в местности, ныне принадлежащей к региону Лацио. Супругу его звали Теодора, она умела красиво вышивать гобелены. Ранее подарив мужу шестерых отпрысков, приблизительно в январе 1225 года она произвела на свет еще одного мальчика, которого и решено было назвать Томас (Фома) Аквинат (Thomas Aquinas).
Существует легенда, будто Теодора во время беременности ездила к святому отшельнику, имя которого не называется. Только увидев женщину, он сразу же упал на колени и стал истово молиться. Только после этого он объяснил испуганной матери, что она родит мальчика, который станет великим проповедником и достигнет невероятного уровня святости. Насколько это правда, выяснить не удастся.
Детство и юность Фомы
Сперва воспитанием детишек занималась мать, она выучила их читать, считать и писать, затем подключился и отец. Нанимать гувернеров и преподавателей семейство не имело возможностей, тем более что у них и так был учитель хороших манер для девушек, которым необходимо было удачно выйти замуж. Родители изначально, после предсказания монаха, собирались определить младшего сына в духовную школу, а в идеале – сделать его аббатом. Поблизости имелось и подходящее заведение – бенедиктинский монастырь Монтекассино, куда и отправила сорванца в возрасте пяти лет. Там он пробыл долгие девять лет и уже подростком изучил все, что ему преподать на том уровне, который имелся в наличии.
В тридцать девятом году тринадцатого века Томас отправился в Неаполь, где с успехом поступил в университет (ныне Неаполитанский университет имени Фридриха II). Там обучались разные люди, но больше всего было монахов-доминиканцев, с которыми у парня завязалась крепкая дружба. Он проникся их взглядами и после завершения учебы мечтал вступить именно в этот орден, а не к бенедиктинцам, как того желала семья.
На это были особые причины, так как он был племянником графа и великого юстициария Сицилии Томмазо д’Ачерра, а по совместительству еще и троюродным братом Фридриха II Штауфена, который давно противился папскому засилью. Братья насильно заперли юношу в крепости Сан-Джованни (ныне коммуна Монте-Сан-Джованни-Кампано), где он штудировал науки и много писал. Такой «урок» ему никак не помог. Надежда на то, что он одумается, у родственников таяла на глазах. Как только ему удалось выбраться из заточения, она сразу же вступил в Доминиканский орден, приняв все его монашеские обеты.
Становление Фомы Аквинского – философа и богослова
После принятия пострига и вступления в Орден, будущий философ еще больше вникает в изучение научных трудов, к примеру, штудирует Аристотеля. Он отправляется в Парижский университет, чтобы получить так недостающие ему знания, в 1245 году. Именно там он приобрел такие связи и знакомства, которые открыли ему глаза на многие вещи в богословии.
Влияние на мировоззрение
В столице на тот момент никто еще даже не догадывался, кто такой Фома Аквинский, но вскоре его узнает весь мир. Он тщательно изучил труды древних античных авторов и даже вывел для себя некоторые закономерности, найденные у Аристотеля. Ему чрезвычайно повезло, так как он попал на курс к самому Альберту Великому, выдающемуся немецкому философу и теологу, признанным впоследствии Учителем Церкви. Огромное впечатление на него произвели сочинения неоплатоников (Августина, Цицерона, Боэрция и прочих), которые он прочёл под его чутким руководством.
К сорок восьмому или пятидесятому году, завершив обучение в Париже, он отправился в Кёльн, куда чуть ранее переехал и его учитель. Как протекала его жизнь в этот период, доподлинно неизвестно, зато точно в пятьдесят втором году он собрал свои вещи и вернулся в монастырь Святого Иакова в столице, который принадлежал доминиканцам. Через три или четыре года молодой человек уже был полностью готов к преподавательской работе, потому был назначен учителем теологии. Именно в этот период Фоме удалось полностью завершить свои первые научные трактаты: «Комментарий к „Сентенциям“», «О сущности и существовании», «О началах природы».
В пятьдесят пятом году Жак Панталеон Кур-Пале стал Патриархом Иерусалима, а в августе шестьдесят первого он становится папой Урбаном IV. Слава про ученого-богослова Томаса к тому моменту уже докатилась и до него, потому он вызывает мужчину к себе в Вечный город. На протяжении восьми-десяти лет Фома занимается преподавательской деятельностью в Риме и Ананьи, а также работает над собственными теологически-философскими сочинениями. Основными же его должностями становятся места чтеца в папской курии и главного советника по богословским вопросам.
К концу шестидесятых годов ребром становится проблема аристотелизма, привнесенного в Европу арабским философом Аверроэсом (Абуль-Валидом Мухаммадом ибн Ахмад аль-Куртуби, известного также как Ибн Рушд). Учение античного философа подавалось с точки зрения, что противоречила мнению церкви. С этим следовало срочно что-то делать, так как многие европейские ученые, к примеру, Сигер Брабантский, начали склоняться к тому, что философия может противоречить богословию. Это могло привести к тотальному расколу церкви и утрате абсолютной власти, потому папа Урбан вызвал Фому и дал ему своего рода персональное задание – примирить эти две науки и найти общее у Аристотеля и учения католицизма.
Суть теологической философии
Изучая труды древних мыслителей, Фома предпочел разграничить теологию и философию. Он назвал первую истиной откровения, в то время как вторую обозначил истиной знания. Причем богословие он всегда ставил превыше любой науки, так как она передает людям премудрость Бога, постичь которую человеку не дано. Однако, чтобы максимально донести ее до умов, одна вполне может использовать другую.
По Аристотелю истина выражается в основных четырех постулатах, идущих последовательно: опыт, искусство, знание и мудрость. Аквинат пошел дальше: у него мудрость считается совершенно отдельной ступенью познания, возможной исключительно посредством божественных откровений. Давайте вкратце рассмотрим основные идеи ученого.
- Мир вокруг нас, это совокупность субстанций, которые напрямую зависят от Бога и его воли.
- Мудрость можно разделить на три составляющие – благодать, веру и разум. Некоторые доступны для понимания сами по себе, но далеко не все. Остальные можно осмыслить только путем откровения.
- Сущность всего телесного заключается в единстве материи и формы, которые друг без друга являются пассивными субстратами (ничего собой не представляют).
- Индивидуальность каждого – это единство его души (формы) и тела (материи). Душа же – субстанция нематериальная и абсолютно самосущная, является животворящей силой организма.
- Познание – единственная цель любого человека и человечества в целом. Ведь познавая истины, люди познают и Бога.
Не преминул Томас уделить внимание также этике вопроса, так как нравственность и мораль во все века были главными постулатами католичества в частности, а также христианства в целом. При этом он вполне допускает, что зло необходимо для достижения совершенства, потому пороки приветствуются, если в итоге они будут подавлены и выброшены из жизни.
Подтверждение существования всемогущего Господа
Наиболее известным трактатом философа стал труд «Сумма теологии», в которой и можно отыскать те самые доказательства реальности существования Всевышнего, которые впоследствии так легко и просто разгромил Кант и над которыми слегка посмеивался Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита».
- Prima autem et manigestior via est, quae sumitur ex parte motus, что переводится, как «самый простой путь проявляется в движении».
- Secunda via est ex ratione causae efficientis, что значит «вторая дорога лежит через первопричину».
- Tertia via est sumpta ex possibili et necessario – «третий путь рождается из надлежащего и явно возможного.
- Quarta via sumitur ex gradibus qui in rebus inveniuntur, что можно перевести как «четвертая дорога базируется на совершенстве вещей и существ.
- Quintia via sumitur ex gubernatione rerum – «пятое доказательство в управлении универсумом (совокупностью вещей)».
За основу собственных умозаключений Фома взял постулаты отрицания, потому все его выкладки математически можно назвать правилами от противного. По сути, они сводятся к тому, что нет совершенно никакого смысла доказывать, что Бог существует, так как само по себе бытие и есть самое лучшее доказательство данного факта.
Рассуждение церковного мыслителя о государстве
Жизнь Фомы Аквинского протекала в постоянных трудах, он никогда не останавливался, а его умозаключения касались не только возвышенных сфер, но также обычной жизни и государственного устройства. Он воспринимал закон, как лучшее проявление разума тех, кто действительно заботится о гражданах – правителей. При этом сами монархи должны опираться исключительно на высший закон – божий. Общественная (мирская) жизнь и положение человека в обществе считается им, как Аристотелем, вполне естественным явлением. Он не считает это чем-то суетным или недостойным.
Согласно суждениям философа, справедливыми вариантами государственного устройства могут считаться только монархия, полисная система и власть аристократии, а вот тоталитаризм, тирания, олигархия и демократия – сами по себе несправедливы. При этом церковную власть он ставил гораздо выше светской, то есть, по его мнению, она имела полное моральное право вмешиваться в любое деяние правителя, даже если речь идет об абсолютном монархе.
Отношение к взглядам Томаса Аквината
На отношение католичества к теологии и философии труды мудреца оказали колоссальное влияние, хотя не удалось избежать и противодействия со стороны закоренелых традиционалистов. К примеру, в семьдесят седьмом году святой отец Этьен Тампье выступил с резкой критикой и неприятием выкладок богослова. Однако, несмотря на это, возникло течение, называемое томизмом, по имени великого ученого-теолога. Наиболее сильно оно развернулось в Неаполе, Париже, а затем в Авиньоне. Этому способствовало признание этого человека одним из величайших богословов в истории, а также канонизация в 1323 году. Самыми известными и яркими томистами можно считать кардинала Фому Каэтана и философа Франсиско Суареса.
Однако не удалось избежать и критической оценки учения. Традиционалисты уверяли, что мысли о разуме и познании являются еретическими, так как всемогущество Бога – его воля – стоит гораздо выше любого осмысления. Главными «противниками» томизма можно считать английского философа Уильяма Оккама, французского схоласта Николая из Отрекура, а также логика Жана Буридана.
Смерть пса господнего и память о нем
Каков бы ни был земной путь человека, а Святой Фома Аквинский являлся, как и все другие, именно им, он имеет свойство заканчиваться. Он прошел большую дорогу и с самого детства посвятил все свои устремления и мечты в сторону достижения божественной истины – познания Бога. Удалось ли ему достичь результатов в полной мере, нам неизвестно, однако титанический его труд точно не остался незамеченным человечеством.
Последние годы и похороны
В семьдесят втором году выдалось очень жаркое и засушливое лето. Как раз тогда Фома принял приглашение от монастыря доминиканцев в Неаполе. Поддавшись на долгие уговоры папы, он решает оставить на время философские труды и заняться преподавательской деятельностью, вкладывая в головы студентов прописные истины. В следующем году он получает видение, которое заставляет его бросить работу и отправится в паломничество во имя Второго Лионского собора, что проводился во Франции.
По дороге Фоме неожиданно становится плохо. Он решает остановиться на короткий срок в монастыре цистерцианцев в итальянском городке Фоссанова, так и не добравшись до своей цели. Какая болезнь уложила могучего монаха в постель, доподлинно неизвестно, однако он так никогда более не поднялся. Мужчина умер в начале 1274 года, возможно, в январе или в феврале, даже не разменяв шестой десяток – ему было всего сорок девять.
В память об Аквинате
Несмотря на резкую критику противников, труд Фомы не остался безрезультатным, и потомки этого не забыли. В парке Католического университета в венгерском городке с удивительным названием Пилишчаба, установлен монумент в его честь. Там он держит в руке путеводную звезду, чтобы осветить путь тем, кто блуждает в темноте. В скульптурной композиции Карлового моста, что в Праге, тоже изображена персона великого теолога.
Итальянский художник Беноццо Гоццоли в сорок седьмом году пятнадцатого столетия нарисовал картину «Триумф св. Фомы Аквинского», которая в наши дни хранится в Лувре (Париж). Существует множество документальных фильмов, повествующих о его жизненном пути и мировоззрении, которые интересно будет посмотреть всем, кто интересуется этим.