Князь Ярополк Святославич: биография, годы правления и смерть
Великий князь киевский Ярополк, старший сын Святослава Игоревича, его надежда и опора, вскормленный бабушкой Ольгой, получил в истории непростую судьбу. Его жизнеописание и гибель можно назвать «историей одного предательства». Междоусобицы на Руси зачастую становились причиной трагических событий, и случай с Ярополком вовсе не исключение. Он положился на людей, которые того не заслуживали, за что и поплатился самым дорогим, что имел – собственной жизнью. Впрочем, лучше рассказать все по порядку, дабы не создавать лишней путаницы.
Биография князя киевского Ярополка Святославича
Годы жизни Ярополка доподлинно неизвестны, так как прямого указания на дату его рождения в исторических сводках нет. Василий Татищев, русский государственный деятель, географ и выдающийся историк, считал будто его матерью была некая угорская (венгерская) принцесса, по имени Предслава. Именно она упоминается в военно-торговом договоре, заключенном еще его дедом Игорем в 945 году. Также считается, что Олег князь Древлянский, был ему родным братом, а вот третий сын Святослава, Владимир, уже сводным. Историк опирается на Иоакимовскую летопись, которая до наших дней не сохранилась. Потому многие считают ее одной из многих исторических фальсификаций.
Первое Упоминание о мальчике Ярополке датируется 968 годом. Именно тогда, после сорокалетнего затишья, печенеги вновь осадили Киев, пока Святослав сражался с болгарами на Дунае. Княгине Ольге тогда пришлось прятаться с тремя детьми сына, среди которых и был маленький княжич Ярополк.
Личные качества и жизнеописание
Жизнь в Киевской Руси была непростой, а пока отец, князь Святослав, ходил в военные походы для укрепления своего государства и получения дани, дети оставались в Киеве. Потому Ярополка воспитывала бабка, княгиня Ольга, впоследствии канонизированная православной церковью и названная святой. Это не могло не повлиять на мировоззрение молодого наследника. Он глубоко проникся идеями христианства, за что не очень-то был любим язычниками-соплеменниками.
Большое исследование по данному поводу провел русский историк Константин Богданов. Он считает, что отношения между братьями могли не заладиться с самого начала. Они были рождены от разных матерей, придерживались различных взглядов на религию и жизнь в целом, да и в основном воспитывались в разных местах и с разными людьми. Каждый из них имел собственных советчиков и родню, которые только и желали продвинуть своего «кандидата» на киевский престол. Но далеко не все складывается так, как хочется, потому даже получив однажды трон, Ярополк не смог сохранить его.
Правление и достижения Ярополка
Святослав, отправляясь в 970 году в свой последний поход на Византию, решил не рисковать, оставляя «на хозяйстве» женщин. Князь Ярополк назначался предводителем Киева, Олега он сразу же отослал в Древлянские земли в Овруч, а Владимир остался управлять Новгородом. Таким образом ему удалось разделить братьев, не давая им откровенно ссориться или тем более враждовать, предпринимая попытки убийства друг друга. Понимая, что неправильное правление может разрушить огромное государство, создаваемое им самим и его предками, он желал максимально обезопасить его. Он рассчитывал на то, что под его началом им придется жить в мире и ладу, управляя каждый своим наделом, не предполагая, что неожиданная смерть может разрушить все его планы.
Начало княжения
Все бы ничего, да только ровно через два года, возвратившийся из похода воевода Свенельд с жалкими остатками российского воинства, принес действительно дурные вести – Святослав убит в сражении с печенегами, устроившими засаду на днепровских порогах, и похоронен где-то там, на пригорке у великой реки. Похоронив отца по полагающемуся языческому обряду, которому тот и следовал, князь Ярополк счел себя полноправным наследником и захотел объединить державу. Но братья Олег и Владимир Святославичи не спешили налаживать с ним добрые и дружеские доверительные отношения.
При этом, годы правления Ярополка Святославича можно с уверенностью назвать лучшими в плане дипломатических контактов с Германией. На тот момент России чрезвычайно нужны были заграничные партнеры, потому уже в 973 году к императору Священной Римской Империи, королю Германии и Италии Оттону II Рыжему было отправлено специальное посольство в город Кведлинбург, где тот собирал всех князей. То есть, послов Ярополка сочли полноправными членами сообщества. Считается, что это могло бы принести колоссальную пользу Киевской Руси, однако, последующие события перечеркнули все эти достижения.
На троне: годы жизни кроткого князя
Князя Ярополка считали кротким, ведь за все годы своего правления, хотя продлилось оно по различным источникам всего шесть-восемь лет (970-977 годы), он не совершил ни единого выдающегося военного похода, завершившегося победой. Если верить Никоновской летописи, а у нас нет оснований этого не делать, то к нему приезжали послы от самого папы римского, так как он был, в отличие от своего легендарного отца, терпим к христианам. Они предлагали обратить Русь в христианство, но рубить с плеча князь тогда не стал.
Считается, что ради княжения, Ярополк христианства не принимал. Думал, что языческий народ не поймет его, однако никому не запрещал совершать обряды и таинства по христианским обычаям. Да и креститься в те времена мог всякий, кто захочет. Это можно понять по выпискам Татищева из достаточно спорного документа – Иоакимовской летописи. Однако некоторые независимые летописные свитки говорят, будто князь все же крестился тайно, после смерти действительно радикально настроенного Святополка.
Реальным достижением князя Ярополка можно считать выпуск первой на Руси чеканной монеты. По крайней мере, более ранних металлических денег Древнерусского государства историками обнаружено не было. С виду эти монетки напоминали арабские дирхамы или дирхемы, имели круглую форму и выбитые на них символы и надписи. На одной стороне было стилизованное изображение головы сокола, а с другой изображение его во время охоты, то есть падающей птицы. Сейчас нечто подобное (тризуб) используется в качестве герба Украины. За такое сходство они и получили название «псевдодирхемы Ярополка». Археологам удалось добыть всего десять экземпляров таких монет, а также разрозненные обломки и кусочки.
Междоусобица в Киевской Руси
Зачастую в истории мы видим огромное количество примеров, когда поводом для войны послужило недоразумение или же личная неприязнь кого-либо из окружения правителей. В результате порой рушатся империи и стираются с лица земли целые страны. Историю междоусобицы, которая привела к бесполезной и трагичной гибели двух братьев Святославичей, можно отнести именно к таким вариантам. Свидетельства об этом можно легко отыскать в «Повести временных лет».
Началось все в 975 году с того, что сын варяга-воеводы Свенельда, что служил в Киеве, молодой человек с характерным именем Лют, отправился на охоту в Древлянские земли под Овруч. Правивший тогда Олег, не разбираясь, просто убил его и тем самым нажил себе лютого врага. Огорченный и разъяренный отец поклялся отомстить за смерть сына и не стал долго мешкать. Командующий всеми войсками Ярополка, он затаил обиду и уже спустя два года разгорелась страшная трагедия. Историки ставят под сомнение эту часть летописи, считая ее вставкой «для легендарного объяснения причин усобицы».
Более вероятен другой, не менее серьезный, вариант развития событий. Некоторые более поздние источники шестнадцатого и семнадцатого веков говорят, что у Олега был сын с тем же именем, но по прозвищу Моравский. После убийства отца он отправился в Чехию, где и основал знатный моравский род Жеротинов. Примерно тогда же и Владимир взял себе в жены «чехиню», а вот Ярополк поддерживал и всячески развивал отношения с Оттоном II Рыжим, ярым противником чешского правителя. Возможно, именно на этой почве и возник между братьями серьезный конфликт.
Как бы там ни был, но Ярополк в 977 году, следуя постоянному «поджучиванию» своего воеводы Свинельда, собрал ратников и напал на земли брата. Он победоносно прошелся по всей Древлянской земли и встал под стенами Овруча. Олег вышел с дружиной навстречу киевскому войску, но силы были явно неравны. Рать его обратилась в бегство, а сам князь упал в ров в суматохе и давке, стараясь не дать сбежать своей армии. Как только он поднялся на ноги, сверху упала лошадь и ударила Олега прямо в грудь копытами, что и привело к его мгновенной кончине.
Увидев, что произошло, Ярополк сильно горевал. Он вовсе не желал смерти брата, потому над телом были произведены все необходимые погребальные обряды. Князь винил во всем Свенельда, но наказывать его почему-то не стал, как и пишет Нестор-летописец. Этот факт ставит под сомнение правдоподобность случая с убийством сына воеводы.
Тем временем, узнав о произошедших событиях и смерти брата, другой Владимир Святославич решил, что пора «делать ноги» и сбежал от ярости киевского правителя «за море», опасаясь за собственную жизнь. Где именно отсиживался претендент на престол, русские летописи умалчивают. Таким образом, один брат был убит, другой сбежал, а Ярополк отправил в Новгород своих людей. Они должны были стать его наместниками и управлять городом и близлежащими землями. Он стал единоличным властителем государства Киевская Русь, но продлилось его царствование недолго.
Личная жизнь Ярополка: резиденция, жены и дети
О личной жизни князя русского Ярополка Святославича известно очень мало. Главной его резиденцией всегда был Киев. Палаты его находились в загородном доме, где он проводил преобладающее количество времени. Никогда он не сидел ни в Овруче, земле древлян, ни в Новгороде. Также и о супругах его известно крайне немного. Во-первых, Нестор пишет, что женат был Ярополк на бывшей греческой монахине. Ее, во время походов на Византию, пленил его батюшка Святополк еще юной девицей и отдал в качестве подарка Ольге. Считается, что именно она стала матерью Святополка Окаянного. Однако точных данных об этом нет.
Это еще раз доказывает, что рабство на Руси никогда не было «приговором» и любой имел возможность подняться «от низов, до веляша высоты». Но имеется еще один любопытный факт, который позволяет взглянуть на жизнь в древней Руси под иным углом. Еще в те самые времена, когда Ярополк был женат на пленной гречанке, к нему «свататься» приезжала сама Рогнеда Рогволодовна, половецкая княжна и принцесса. Дело не сладилось, впоследствии она стала женой другого Святославича – Владимира. Но суть в том, что многоженство на Руси не преследовалось и не пресекалось. Такие выводы впервые сделал и Николай Карамзин, величайший русский историк и литератор эпохи сентиментализма.
Смерть кроткого князя и народная память
Спустя всего год после своего бегства, в 978-ом, на Русь решил вернуться Владимир Святославич, княживший ранее в Новгороде. Пришел он не один, а отлучка «за море» дала ему заметное преимущество, так как привел он за собой лихое варяжское воинство в неисчислимом количестве, как свидетельствует летописец. На этом годы правления Ярополка Святославича можно считать завершенными. Сперва Владимир отбил свой любимый Новгород, принадлежащий ему по праву и переданный самим отцом – язычником Святославом и уселся на княжение.
Однако долго мешкать он не стал, а отправился в военный поход против брата, по дороге захватив Полоцк. Там же прихватил он Рогнеду, убив ее отца и мать. После этого он развернул армию и устремился к Киеву. Однако роковую роль сыграла никак не численность рати, не военные умения ее членов или полководцев, не тактические или стратегические способности князя, а банальное предательство. Эту историю, описанную в «Повести временных лет», стоит рассказать подробно, она полна трагизма.
Среди воинства Ярополка Святославича был боярин и известный воевода Блуд Ивещей, получивший в крещении имя Иона. Это историческая личность и упоминание о нем имеются в нескольких летописных источниках. Неизвестно по каким причинам, но он предал своего князя и сговорился с Владимиром уничтожить его. Возможно, тот посулил ему богатство, должность или пригрозил смертью. Он посоветовал тому стать осадой у стен Киева, что князь сразу же и исполнил. Выдавая себя за верного соратника, Блуд побежал к Ярополку и рассказал, будто киевляне тайно сговариваются с захватчиками, чтобы выдать своего правителя.
Испугавшись, Ярополк вышел из города и укрылся в укрепленном городке под названием Родня (Родень), что размещался как раз в том месте, где речка Рось впадает в Днепр. Ивещей постоянно убеждал Ярополка, что нет никаких шансов на победу, потому стоит помириться с братом и сдаться на его волю. Однако младший дружинник (отрок) и большой друг князя Варяжко (еще одна вполне историческая личность, оставившая свой след в «Повести временных лет»), предостерегал своего господина об опрометчивости подобного поступка. Он предлагал бежать дальше, к печенегам, чтобы собрать среди них воинство и прийти под стены Киева с новой, могучей ратью.
Но кротость Ярополка помешала принять правильное решение и он послушал Блуда. Ранним летним утром, вошел Владимир в отеческий терем в Киеве и воссел там со своими варяжскими дружинниками. Ждать пришлось недолго, как только Ярополк переступил порог, двое из них «подняли его мечами под пазухи». Так и закончился земной путь второго из князей Святославичей. «Повесть временных лет» датирует вокняжение Владимира 980 годом, но есть и иные данные. К примеру, более ранние свитки «Память и похвала князю Владимиру», написанные православным монахом Иаковом Черноризцем (Мних Иаков), называют точную дату смерти Ярополка – 11 июня 978 года.
Увековечение памяти
В 1044 году на Руси произошло одно из самых знаковых событий, относительно памяти о Ярополке Святославиче и его брате Олеге. Их прямой племянник, Ярослав, прозванный Мудрым, решил, что негоже родоначальникам великих князей русских покоиться просто так. Воспользовавшись отсутствием в Киеве митрополита, который такого действа не допустил бы, он приказал выкопать останки дядей. Причем он не просто вырыл и перезахоронил кости, а еще и крестил их, что запрещено христианскими православными канонами. Он похоронил их рядом с третьим братом Владимиром в Киеве в Десятинной церкви. Так и вышло, что все трое братьев в смерти наконец-то примирились друг с другом.
Кроме упоминаний в «Повести временных лет», записок Татищева из Иоакимовской летописи и нескольких независимых старинных свитков, следа в истории Ярополк не оставил. Однако существует картина «Убийство Ярополка», принадлежащая кисти русского живописца девятнадцатого века Бориса Чорикова, что занимался иллюстрированием работ Карамзина. Она вполне отражает всю трагичность смерти кроткого князя.
Кроме того, в 2004 году на экраны вышла кинокартина «Сага древних булгар. Лествица Владимира Красное Солнышко» режиссера Булата Мансурова, в которой яркий образ Ярополка отразил актер Александр Филиппенко. В фильме «Викинг» Андрея Кравчука (2016 год) роль убитого Владимиром князя исполнил Александр Устюгов. Фильм получился очень достоверным в историческом плане, хоть и наполнен всяческими художественными вставками.