Сумасшедший философ Фридрих Ницше: биография признанного гения
Этот человек в конце своего жизненного пути стал стремительно терять все свои мыслительные способности, хотя старательно пытался их тренировать. Он начал писать странные письма канцлеру Германии Отто Бисмарку и кайзеру Вильгельму, в которых требовал запретить религию и даже уничтожить весь немецкий народ. Его даже поместили в психиатрическую клинику на несколько месяцев принудительно. Несмотря на все это, кто такой Ницше, сегодня знают далеко за пределами его Родины.
Выдающийся учёный, мыслитель, поэт и композитор, и даже создатель собственного философского учения, названного ницшеанством, был очень разносторонней личностью. С раннего детства он был необычным мальчиком и вырос в такого же неординарного мужчину. Его выкладки и постулаты, возможно, многие изучали в курсах высших учебных заведений, но вот о личной жизни мужчины, о том, как сложился его жизненный путь, известно далеко не многим, поэтому стоит исправить эту досадную оплошность.
Дотошный педант Фридрих Ницше: биография настоящего немца
Именно он первым восстал против тотального закабаления личности государством, счел возможным критиковать научные, а также религиозные догмы. Он посмел встать в полный рост и бросить вызов вековым стереотипам и предрассудкам, а заодно и принятым ранее философским императивам. Даже в названиях его произведений прослеживается его отношение к сложившимся традициям – «По ту сторону добра и зла», «Злая мудрость», «Антихристианин». Он позволил себе поставить под сомнение человеческую мораль и этику, чем и вписал свое имя в скрижали мировой истории.
Мало кто имеет информацию про Ницше в его частной жизни. Как оказалось, приблизительно половину своей жизни он был вегетарианцем. При этом тут нет совершенно никакой связи с обеспокоенностью судьбой животных. Он просто считал, что растительная пища намного лучше подходит для него, ввиду заболевания геморроем, от которого мужчина сильно страдал.
Кратко об идеологе нигилизма
Выдающийся мыслитель и исследователь древнеримской и греческой литературы, глубокий философ, создавший собственное течение в этой науке с характерным неакадемическим уклоном, Фридрих Ницше стал настоящей притчей во языцех и его имя едва ли не слышал хоть кто-то, изучающий историю, философию, психологию или даже культуру и религию. Сынок обычного священника сумел сломать все существующие стереотипы в своем мышлении и создать нечто совершенно новое, способное поставить под сомнение, а то и полностью опровергнуть все морально-этические нормы, присущие человеческому обществу.
Изложение своей теории в афористической и гиперболизированной форме позволяет каждому читателю интерпретировать его творчество по-своему. Потому сочинения Фридриха и в наши дни вызывают жесткую полемику, где у каждого имеется собственный взгляд на проблему. Уже при его жизни возникло движение, названное ницшеанством. Поклонниками такого учения можно назвать любую «сильную личность» (со слов философа), полностью освободившуюся от оков моральных, этических, культурных, религиозных и прочих предрассудков.
Оценка его трудов активно выражалась еще при его жизни. К примеру, русский религиозный мыслитель по имени Владимир Соловьёв спорил с Ницше в прессе и лично со своим оппонентом. Он никогда не признавал правоту Фридриха в оправдании его теории отвержения абсолютных нравственных норм, запретов и правил. Более того, он даже писал, как ему жаль, что с подобным ницшеанством доводится сталкиваться неокрепшему русскому юношеству, получающему образование в Европе и вне ее. Однако Карл Маркс со своим крайним материализмом или Лев Толстой с непротивлением злу насилием скорее соглашались с немецким философом. В любом случае вклад в науку о мысли он внес колоссальный, и потомки еще много столетий будут изучать его труды.
Ранние годы Фридриха
Лютеранский священник по имени Карл Людвиг Ницше проживал в одной из провинций Саксонии, неподалеку от крупного центра Лейпцига и был прусским подданным. Он имел место и приход в деревеньке с характерным названием Рёккен, которая с 2009 года является частью городка Лютцена. По поводу национальной принадлежности будущего гения можно поспорить. Сам философ считал, что происходит из древнего шляхетского (польского) рода (Ницкие) без всяких «примесей». Однако многие ученые скептически относились к тем заявлениям Фридриха. К примеру, Ганс фон Мюллер опровергал германизацию фамилии, а хранитель личного архива Ницше, Макс Олер, говорит о том, что в родословной преобладают немецкие имена и варианты начертания фамилий.
В положенное время пастор Карл женился на симпатичной девушке Франциске, которая пятнадцатого октября 1844 года произвела на свет первенца, названного Фридрих Вильгельм (Friedrich Wilhelm). Через два года в семье появилась девочка Элизабет, а затем и еще один мальчик – Людвиг Йозеф. Брат будущего философа прожил всего до сорок девятого года, а за шесть месяцев до этого скончался и сам Карл. Вплоть до пятьдесят восьмого года детьми занималась матушка, которая сама учила их всем премудростям, так как имела хорошее образование.
Юность успешного филолога
Когда паренек подрос, его решено было отправить учиться в знаменитую Земельную школу Пфорта или Шульпфорта (Pforta/Schulpforta). Сегодня в старинном замке, где располагался когда-то монастырь, размещается школа-интернат для детей обоих полов. Во времена юного Ницше там учились только мальчики. Колоссальное влияние на формирование мировоззрения Фридриха оказали античные авторы, сочинениями которых он увлекся во время получения образования. Паренек буквально не вылезал из библиотеки, читая также Гёльдерлина, Байрона, Шиллера и прочих выдающихся писателей его современности. Именно там он впервые услышал музыку Вагнера, в которую влюбился сразу же и на всю жизнь.
В шестьдесят первом учеба была завершена, и уже через год Фридрих приехал в Бонн. Там он поступил в университет, чтобы изучать филологию и теологию. После размеренной материнской заботы, которая была крайне педантичной, студенческие спальни показались юноше чрезмерно грязными, шумными, а идеи пропускать занятия и напиваться казались ему совершенной бессмыслицей и идиотизмом. Потому со своими сокурсниками общего языка он не нашел и решил перебраться в Лейпциг. В то же время его уже пригласили на место профессора Базельского университета, хотя он был еще студентом.
Франко-прусский конфликт и несравненный Вагнер
В семидесятом возник военный конфликт меж Наполеоном III и немецким правительством, но на фронт молодого человека брать отказались. Все дело в том, что он отрекся от прусского подданства, как только вступил в профессорскую должность. Власти Швейцарии, которые уже тогда соблюдали нейтралитет, позволили ему все же помогать – он стал санитаром, но лучше бы Фридрих сидел дома. В полевом госпитале он подхватил дизентерию и дифтерит, последствия которых ощущал до самого конца жизни.
Глубокой осенью шестьдесят восьмого года произошло одно из наиболее знаковых событий в жизни Ницше. Фридриха познакомили с его кумиром, в музыку которого он был уже давно влюблен, Вильгельмом Рихардом Вагнером, который заметно выделялся в среде надоевших «собратьев-филологов». Их обоих покорил философ Шопенгауэр, они желали произвести переустройство человечества и возродить дух нации. В шестьдесят девятом он поехал к композитору и практически вошел в его семью, но продлились такие отношения всего около трех лет. Ницше не смог простить другу принятие христианства, а также негативных высказываний в адрес собственных сочинений.
Творчество немецкого философа: Ницше и Заратустра
Фридрих с раннего детства был довольно слаб здоровьем и умудрился переболеть всеми детскими болезнями, какие только можно придумать. С восемнадцати лет он периодически жаловался на страшные головные боли, а во время работы санитаром перенес кошмарную дизентерию, лечить которую в то время не умели. Огромный удар по нему нанёс также разрыв с сердечным другом – Вагнером, которого он искренне считал самым близким человеком. Он практически не спал, регулярно попадал в руки эскулапов, а к тридцати вообще чуть полностью не ослеп.
Болезням, которые постигли несчастного философа, мог бы позавидовать любой медицинский справочник конца прошлого века. По разным данным от страдал от шизофрении, ревматизма, лихорадки, дизентерии, мигрени и прочих малоприятных заболеваний. Современные исследователи считают, что все эти симптомы могут свидетельствовать о недиагностированном сифилисе, которым он легко мог заразиться в студенческие годы.
Творческий путь
В конце семидесятых он уже болел постоянно, но находил себе силы работать не покладая рук. Он писал много, чтобы успеть оставить потомкам «руководство», как правильно следует построить общество и на чем при этом основываться. Лечился он тогда опиатами, что наводит некоторых исследователей на мысль еще и о сильной зависимости мэтра от наркотических веществ. В мае семьдесят девятого он понял, что преподавать уже не может, потому ушел на пенсию с хорошим содержанием в три тысячи франков.
- В том же году Ницше выпустил свое сочинение «Странник и его тень», отмечая впоследствии, что знает все о тенях, ведь как раз боролся со слепотой.
- В июле восемьдесят первого в тираж пошла «Утренняя заря», с которой начался совершенно новый виток философии гения.
- Спустя год Фридрих отправился в Вечный город, где ему пришло множество идей. В 82-м вышла первая часть книги «Так говорил Заратустра». Через пару лет появилась вторая часть, а в восемьдесят пятом и третья. Четвертую и последнюю книгу серии он издавал уже за свои деньги небольшим тиражом, а экземпляры раздал своим немногочисленным друзьям.
Однако главным произведением ученого можно назвать концептуальную книгу «Воля к власти» в которой отражена вся суть придуманного ним учения. В ней он затрагивает «мораль господ и рабов», где всю ответственность за пребывание последних постоянно в униженном положении он возлагает на самих обиженных и оскорбленных, которые принимают придуманную господами мораль.
Темы творчества Фридриха
Этот философ первым в истории подверг сомнению само существование истины как таковой, фундаментальной основы человечества в виде причинности воли, единства с нею рассматриваемого субъекта, а также возможность рациональной оценки поступков и для себя, и для окружающих. Являясь высокопрофессиональным философом, Ницше выбрал особый, афористичный стиль написания своих трудов. При этом он принимает теорию «здорового и упадочного». Первое прославляет жизнь во всех ее проявлениях, а второе тянет ее вниз, в бездну, вызывает пороки и разнообразные недостатки.
Причем источником культуры здоровья он называл единение аполлонийского и дионисийского. Первое как бы окутывает бытие легкой дымкой, подобной сну или фантазии, позволяя упростить существование, а второе является самой жизнью, пьянящей, необузданной, вольной и природной страстью. Кроме того, к характерным чертам творческой мысли философа можно отнести его крайний нигилизм с центральной идеей смерти Бога. Он пишет, что нравственность давно утонула в морали, а само божество задохнулось, задушенное богословием.
Еще одна фундаментальная черта и главенствующая тема творчества Ницше – понятие сверхчеловека, за которую так яростно хватались в Третьем рейхе. Он противопоставляет его последнему человеку, который живет, подобно животному или растению, заботясь исключительно о комфортных условиях. Такой сверхчеловек будет априори стремиться к власти, так как не воспринимает иного положения вещей. Он должен возвыситься над дробностью бытия, мелочностью всего происходящего с индивидом.
Женщины в жизни безумного философа: от колыбели до могилы
Одним из самых туманных и непонятных в учении Фридриха является его отношение к женщинам. Вопреки расхожим мифам, он не был женоненавистником в полном смысле этого слова. В раннем его творчестве он даже превозносит женщину, считая ее более близкой к идеальному мировоззрению и аполлонийскому взгляду на вещи. В то же время он приписывает представительницам прекрасного пола слабость, неспособность к дружбе, и, что особо парадоксально, наличие непреодолимых хищнических инстинктов.
Без супруги и детей
Годы жизни Ницше не протекали в абсолютном одиночестве. К примеру, во время поездки в Рим, он свел знакомство с писательницей Лу Андреас-Саломе (Lou Andreas-Salomе), русско-немецкого происхождения, урожденной Лизой (Луизой) Густавовной фон Саломе. Она была тонким психологом, прекрасным слушателем и благодарным читателем. Впоследствии она говорила, будто от Фридриха последовало предложение руки и сердца, которое она отвергла, однако было ли нечто подобное, ответить трудно.
Известно точно, что совместно с философом-позитивистом Паулем Рэ они одно время проживали своего рода семейством. Были ли между ними в это время какие-либо отношения, включая романтические – неизвестно, однако философия их объединяла прочно, пока сестра Фридриха не написала девушке гневное письмо с ругательствами. Не выдержав необоснованных оскорблений, обиженная женщина навсегда рассорилась с Ницше. Больше они не встречались. Единственной верной до конца осталась мать мужчины, вот ее он любил нежно и трепетно, порой забывая, что она тоже женщина.
Финал жизни немецкого мыслителя: в памяти потомков
В восемьдесят девятом году философу пришлось отказаться от творчества. У него стремительно начало развиваться слабоумие (деменция), он сильно изменился. В его комнате, где обычно был безупречный порядок, а каждая мелочь имела собственное место, воцарился жуткий бардак. Он стал ступать неуверенно, спина его ссутулилась, а четкость мысли пропала. Любитель наглаженных сорочек и модных галстуков стал неряшливым, а порой был грязным. Он ел одно сладкое, которое раньше совершенно не переносил, а писать стал так, что не снилось даже врачам. Он и сам понял, что сдает, потому стал тренировать мозг и руки, переписывал свои и чужие философские труды, стараясь осмысливать суть, но ничего не помогло.
После странных и неразборчивых посланий кайзеру и канцлеру, друзья обманом поместили его в психиатрическую клинику. Впрочем, на тот момент уже плохо понимал, что вокруг него происходит, хотя друзей и родных узнавал и даже нормально с ними общался. В девяностом году мать забрала его из лечебницы, героически ухаживала за ним семь долгих лет, пока сама не отдала богу душу. После этого он уже был «овощем»: не двигался, не разговаривал, не мог самостоятельно есть и пить, ходил под себя. 25 августа 1900 года великий философ скончался и был похоронен рядом с членами семьи в родной деревеньке.
Кроме своих бессмертных сочинений, о которых спорят величайшие умы планеты уже больше сотни лет, Ницше оставил после себя еще и музыкальные произведения. Он активно писал их на протяжении нескольких лет и получалось у него неплохо. Его именем не названы города и улицы, зато в кинематографе образ применялся неоднократно. К примеру, в ленте «По ту сторону добра и зла» итальянского режиссера Лилианы Кавани главную роль сыграл швед Эрланд Юзефсон. В израильском фильме «Когда Ницше плакал» почти гениально воплотил образ персонажа американец Арманд Ассанте.
Неоднозначные афоризмы Ницше
Самый опасный зверь – это человек.
Быть великим, значит указывать направление.
Собираешься сходить к женщинам? Возьми с собой плетку!
Государство и церковь – одно и то же. Обе системы лживы и непостоянны.
В христианстве ни религия, ни мораль никак не стыкуются ни с одной точкой реального мира.