Великая душа Махатма Ганди: краткая биография и деятельность индийского лидера
Жизненный путь этого человека наполнен самыми разнообразными событиями, связанными с борьбой за независимость его родины – Индии. С раннего детства он ратовал за изменение устоев, которые сотнями лет выматывали и постепенно уничтожали его страну. Махатма Ганди, а речь идет именно о нем, пользовался колоссальным авторитетом даже в среде своих ярых противников. Его называли великим мыслителем и самой светлой головой двадцатого века. Бороться с агрессией и насилием он предпочитал исключительно мирным путем, используя слово, вместо ножа или пистолета. Какие же полезные дела совершил прославленный “отец нации”, как именно сложилась его судьба и как завершился жизненный путь?
Адвокат Махатма Ганди: биография человека с большим сердцем
Имя этого человека действительно одно время было на устах у всего мыслящего сообщества. Он являлся знаменитым индийским политиком, выдающимся общественным деятелем, а главное – одним из лидеров национального освободительного движения Индии, идеологом,вдохновителем народа на борьбу за собственные права. При этом он был чрезвычайно религиозен, практиковал строгий вегетарианский режим и все предписываемые его верой действия исполнял всегда в четкой последовательности. Именно из основных канонов и постулатов индуизма и выросло его мировоззрение, которое и не позволило ему сидеть сложа руки в то время, когда народ родной страны изнывал в нищете и несправедливости.
Чтобы разобраться, кто такой Ганди, и лучше вникнуть в его образ мыслей, стоит обратиться к книге американского журналиста, одного из биографов знаменитого индийца, Луиса Фишера под названием «Ганди и Сталин». Однажды в тридцать седьмом или восьмом году у Махатмы спросили, как быть иудеям, которые живут на территориях фашистского Третьего рейха. Он ответил, что эти люди должны совместно свести счеты с жизнью, что автоматически обратит на них внимание всего мира. Эти слова озадачили многих, но Ганди было все равно. Он был готов сам отдать жизнь в любую секунду на благо общей цели и полагал, что так должен поступать каждый.
Кратко о жизни знаменитого индийского пацифиста
Многие опрометчиво думают, что великий индийский мудрец и борец за правду происходил из бедной семьи и его детство прошло в жалкой лачуге. Это не так, парень вырос в хороших условиях, а родители даже смогли позволить себе образование детей, да не какое-нибудь, а учебу в Англии. Он вернулся в родную страну уже хорошим адвокатом, разбирающимся во всех тонкостях закона своей страны и не только. Почти сразу после этого ему предложили работу в Южной Африке, и он с семейством отправился в новое путешествие. Но и там философ не оставил попытки как-то повлиять на отношение власть имущих ко всем угнетенным.
Только более двух десятков лет спустя он смог возвратиться на родину, где его уже хорошо знали. Он включился в борьбу за независимость страны, которая стонала под гнетом британской оккупации. Выдающиеся заслуги, смелость, твердый характер, нежелание идти на компромиссы, но в то же время любовь и доброту ко всему сущему не могли остаться незамеченными. Писатель Рабиндранат Тагор стал первым, кто назвал Ганди Махатмой, что в переводе означает «Великая душа». Основным постулатом в борьбе он считал метод ненасильственного сопротивления (движение несотрудничества).
Он оказал колоссальное влияние на видение ситуации изнутри, а не поверхностный взгляд на колонии в целом. Последователи великого индийского мудреца, философа и общественного деятеля появились еще при его жизни. Идеи этого человека принимал премьер-министр Джавахарлал Неру, а британский писатель и публицист Джордж Оруэлл отмечал «особую интеллектуальность» и частность высказываний.
Рождение и детство Мохандаса
Так уж исторически сложилось, что общество в Индии разделено на отдельные касты (джати), которые имеют свои особенности, отдельные сферы влияния и занятий, а переход из одной в другую затруднен. Семейство будущего мыслителя относилось к джати банья, то есть к сословию ремесленников и торговцев. Это было гораздо лучше и престижнее, чем шудры (слуги), но еще далеко не кшатрии и не брахманы, которые представляли собой аристократию. Карамчанд Ганди занимал достаточно высокий пост главного министра дивана города Порбандара, что в штате Гуджарат. В положенное время он женился на юной и прекрасной девушке Путлибай, которая оказалась еще и чрезвычайно набожной.
Второго октября 1869 года в родном доме на свет появился крохотный карапуз, которого назвали Мохандас Карамчанд (Mohandas Karamchand). С ранних лет мальчик был приучен жестко соблюдать все религиозные предписания: строжайшее и безоговорочное вегетарианство, регулярные посты, проведение богослужений в храмах, чтение духовной литературы и священных для всех индусов книг, самоотречение и покорностью высшим силам.
Глядя на худенького мальчишку Махана, как звали его дома, трудно было представить, что из него вырастет нечто путное: худенький, даже хрупкий, с шаровидной головой на тоненькой шейке и такие же паутинные ручки и ножки. Ему не очень нравилось учиться, зато по отношению к змеям и призракам он испытывал настоящий ужас, о чем впоследствии говорил без стеснения.
Юность и поиски справедливых методов свободы
Если кратко, Махатма Ганди в юности не отличался никакими особыми талантами. Учился он в старшей школе Альфреда неохотно, средненько, преподаватели его не хвалили за успехи, зато дисциплиной были очень довольны. Как и было принято, родители женили парня в возрасте тринадцати лет, после чего он отправился обратно на свое место за партой. В возрасте восемнадцати лет юноша кое-как окончил школу. Он выступил из ее стен в широкий мир, совершенно не представляя себе, чем будет заниматься в будущем. Тогда брат отца предложил отправить Махана в Лондон, где он смог бы выучиться на юриста.
В 1888 году Ганди приобрел билет, и вскоре судно доставило его в английский порт Тилбери. Там он сразу же сдал экзамены, так как основательно подготовился и стал студентом Университетского колледжа Лондона (University College London) юридического отделения. «Белые господа», с которыми приходилось ежедневно пересекаться Махану, отнеслись к нему с легким снисхождением, ведь он был «дикарем» и «аборигеном». В 1891 году образование было завершено, а все экзамены сданы. Можно было оставаться в Британии, работа для него обязательно нашлась бы, но сердце звало домой, к родным краям и любимым людям.
Становление индийского политика
В первые два года после возвращения деятельность Махатмы Ганди не приносила ни особого дохода, ни удовлетворения для самого молодого человека. Право, изученное им с таким трудом в Лондоне, почему-то никак не желало «работать» у него на Родине. Потому, когда в девяносто третьем ему предложили контракт для работы в Южной Африке, он сразу же согласился. По приезде оказалось, что в тех краях трудится множество коренных индийцев, чьи свободы и права регулярно ущемляются. Здесь впервые и выяснилось, что молодой и не страдающий от излишней амбициозности Ганди является довольно хорошим адвокатом, способным уладить даже весьма сложные конфликты.
Огромное влияние на формирование мировоззрения Махатмы Ганди, как будущего политика, оказали книги, которые он прочел в так называемый африканский период. В первую очередь это касается Бхагавадгиты, которая и есть основой всей индуистской философии. Кроме того, он переписывался с русским мыслителем и писателем Львом Николаевичем Толстым, а также американским публицистом и общественным деятелем Генри Дэвидом Торо, которые тоже неизменно отражены в его последующем творчестве. Сам Ганди впоследствии говорил, что огромную роль в его становлении сыграл ирландский патриот и националист Майкл Девитт.
Пропаганда методов ненасильственной борьбы
Во время работы в Африке Ганди попадались разнообразные клиенты. Были среди них индийцы и белые, и всюду он видел дискриминацию и несправедливость. Однако дела шли довольно хорошо, а в скором времени денег накопилось для того, чтобы забрать из Индии супругу и детей, за которыми мужчина постоянно очень скучал. После этого он стал замечать несправедливость и притеснения еще чаще, так как во многом все это касалось его семейства. Однажды адвоката даже ссадили с поезда, хотя он оплатил билет в первый класс, чтобы освободить место для белого господина. Это заставило мужчину всерьез задуматься. Он принял решение отдать все свои силы для борьбы за равноправие для всех.
Однако, если бы Ганди избрал путь революционера, скорее всего, его личность затёрлась на фоне прославленных «певцов» свободы. Да и не мог он взять в руки автомат и идти стрелять оккупантов – его мировоззрение не позволяло этого. Он был ярым противником вооруженных конфликтов в любом виде, потому решил разработать собственный метод оказывать давление на оппонента. Этот способ получил название «Сатьяграха», что значит «стояние в истине» или «упорство в правде».
Фундаментальной идеей концепции можно считать стремление оказать влияние напрямую на совесть и благоразумие врага. Он подразумевал полный отказ от насилия (ахимса), а также готовность самому сносить унижения, боль, страдания. В идеале противника нужно было превратить в союзника и даже друга, если дело действительно правое, так как «сработать» подобное могло только с истиной.
К примеру, индийские граждане соблюдали строгий бойкот английских учреждений, а также товаров. Порой это было во вред себе, но оно того стоило. Иногда по призыву Ганди они нарушали ряд запретов и законов, но при этом никогда не шли на откровенный конфликт. К тому времени о том, кто такой политик Махатма Ганди, уже заговорила вся страна, да и далеко за ее пределами. В двадцать первом году двадцатого века он даже встал во главе Индийского национального Конгресса. Однако, кроме отрицательного отношения к внешней экспансии, он боролся с несправедливостью и внутри своей державы, к примеру, с безоговорочным делением на касты.
Борьба против дискриминации неприкасаемых
Как мы уже говорили, все общество в Индии разделено на касты, с которыми всю свою сознательную жизнь тоже «сражался» Махатма Ганди. Понятно, что он не просто боролся с представителями этих формаций, а с самим изначальным разделением. Самой низкой в индийской иерархии кастой считаются неприкасаемые, которые составляют от пятнадцати до двадцати процентов от общего количества населения. Они даже не включены в систему четырех варн, то есть вообще ни во что не ставятся. Эти люди не могли входить в храмы, общаться с остальными кастами, не могли получить собственную землю или возвыситься каким-то образом.
Ганди старался добиться не только снятия законодательных запретов для них, но также искоренения самого понятия неприкасаемости, как противоречащего принципу индийского единобытия. Он считал, что божественная природа свойственна всем людям, вне зависимости от кастовой, национальной или другой принадлежности. В рамках этой концепции он называл этих людей хариджанами – людьми бога. Свое отношение ко всему этому он показывал наглядно: делил трапезу с неприкасаемыми, приглашал их в свой дом и даже несколько раз голодал в защиту их прав.
Однако в итоге у него и лидера хариджанов доктором Амбедкаром возникли кардинальные «нестыковки», в результате чего разгорелся конфликт. Ганди не считал, что стоит однозначно отменить все кастовые предрассудки, так как это могло вызвать раскол в обществе. В тридцать втором году он даже объявил голодовку по этому поводу, заставив таким образом доктора несколько смягчиться. Ведь он-то как раз и считал, что всяческое угнетение само по себе должно сразу же пресекаться. Правда, кардинальной смены отношения к неприкасаемым, несмотря на внесение запрета дискриминации в конституцию Индии, добиться так и не удалось, но заслуга Ганди в этом была огромна.
Достижение самостоятельности Индии
Махатма Ганди очень длительное время строго придерживался политики ненасилия, в этом его поддерживал и Конгресс. Однако мюнхенский кризис тридцать восьмого сделал войну почти ощутимой, близкой и угрожающей. Политик писал, что Индия должна соблюдать пассивное сопротивление, но ему пояснили, что не никак не получится вынести внутренний принцип настолько далеко вне страны. Несколько позже Исполнительный комитет Конгресса составил формулировку внешней политики, в которой четко указывалось, что они «твердо уверены в политике и практике ненасилия в борьбе за сварадж», то есть самоуправление. Там говорилось, что Индия принимает принцип разоружения, что окончательно успокоило Ганди.
Со временем путем долгих размышлений и страданий Махатма выяснил для себя, что страна может даже принять участие в вооруженном конфликте, но только при условии, что будет выступать в качестве независимого государства. Такой расклад был большим компромиссом для этого человека, но он умел принимать нестандартные решения. В тридцать девятом ему, вкупе с инженером и популяризатором индуизма Свами Бхаратанандой (Морисом Фридманом), удалось уговорить раджу Аундха (одноименный эксперимент) на объявление в своем уделе настоящей республики. Для этого он лично составил «Ноябрьскую декларацию», которая в итоге легла в основу конституции Индии.
Чрезвычайно трепетно относился лидер Махатма Ганди к религии и вероисповеданию. Он изо всех сил пытался облагоразумить вечно воюющих последователей индуизма и ислама. В сорок седьмом году английское правительство решило разделить ранее существовавшую единую Британскую Индию, на отдельную республику с индуистскими верованиями и мусульманский Пакистан. Это казалось неприемлемым и неправильным, потому мыслитель воспротивился, но не помогло. Несмотря на его пламенные речи в пылу вспыхнувших конфликтов, голос этого худенького пожилого человека становился все тише и невнятнее. В начале сорок восьмого года Ганди, видя тщетность всех своих попыток остановить стычки, объявил голодовку и только после этого был все-таки услышан.
Литературная деятельность Мохандаса
За свою жизнь Ганди написал множество книг, которые являются актуальными, озвучивают проблемы, которые не утратили злободневности и в наши дни. Самым известным из сочинений принято считать трактат «Моя жизнь», являющийся автобиографическим. В книге автор озвучивает не только исторические факты о своей родной стране, но и собственные мысли, соображения, идеи и постулаты. Но это далеко не все, что известно из его литературных трудов.
- «Сатьяграха в Южной Африке».
- «Мой Толстой. Статьи и речи».
- «Хинд Сварадж».
- «Переписка Л. Н. Толстого с М. К. Ганди».
- «Письма к Гитлеру».
Это лишь краткий перечень того, что каждый может отыскать в любой библиотеке на русском языке, хотя наследие философа намного обширнее. Все они наполнены человеколюбием и светлой надеждой, что метод ненасильственного сопротивления обязательно сработает и установит в итоге вечный мир на всей планете.
Личная жизнь души Индии и память о нем
Мятежная душа Махатмы Ганди никогда не могла смириться с вопиющей несправедливостью, которую он видел вокруг себя. Но в собственном доме его всегда ждали те, кто безоговорочно соглашался любить его, а заодно и весь окружающий мир. Считается, что великие преимущественно несчастливы, но о Махане сказать этого нельзя.
Жена и дети
Согласно традициям индуизма, супругу сыну подыскали родители, а свадебный обряд был совершен, когда мальчику едва исполнилось тринадцать. Невеста была на парочку месяцев младше, а звали ее красивым именем Кастурба. Она была очень красивой, а главное – души не чаяла в своем муже. В браке появилось на свет четверо ребятишек.
- Харилал, который родился в знаковом 1888 году, впоследствии «отбился от рук». Он стал пить, гулять, имел связи с игорным бизнесом, за что отец отрекся от него. Несколько раз сменив верования, он скончался от болезни печени (цирроз, рак?).
- Манилал, родившийся в 1982-м, стал известным журналистом и работал редактором крупного индийского издания.
- Рамдас родился в 1897 году в Южной Африке. Он пережил родителей и всех своих братьев. Стал активным общественным деятелем, за что неоднократно был осужден и отбывал тюремное заключение.
- Девдас появился на свет в 1900 году, на заре нового тысячелетия. Впоследствии стал активистом освободительного движения за независимость Индии и главным редактором издания «Хиндустан таймс».
Младший сын известен тем, что женился на дочери брамина Раджаджи, Лакшми, что было совершенно неприемлемо. Получалось, что невеста из высшей касты, а жених из низшей. Несмотря на такое несоответствие, в тридцать третьем году молодые все же получили разрешение на заключение брака.
Убийство индийского идеолога свободы: память о политике
Самым острым конфликтом в судьбе Ганди был раздор пакистанских мусульман и близких ему индуистов. Последние оказались настроенными экстремистки. Политическая националистическая сила «Хинду Махасабха», организовав отряды настоящих террористов под названием «Раштрия сваям севак» и «Раштра дал», решила продолжать войну до победного конца во что бы то ни стало, даже вразрез с официальной линией. Однако колоссальный авторитет Махатмы в Дели мог помешать их планам.
Тогда лидер экстремистов, миллиардер из Мумбаи (Бомбея), поэт, писатель и выдающийся драматург Винаяк Дамодар Саваркар, решил объявить Ганди «врагом всех индусов», а саму его идею сатьяграха безнравственной. Считается, что именно этот человек собрал преступную группу, которая совершила покушение на престарелого политика. Тридцатого января 1948 года, в то время, когда Ганди шел совершать вечернюю молитву, Натхурам Винаяк Годзе трижды выстрелил в него. Две пули прошили тело навылет, а третья осталась в легком, как раз в области сердца. В судебном процессе Саваркар был оправдан, а вот исполнители получили по пятнадцать — восемнадцать лет. После смерти он был кремирован по древнему индуистскому обычаю.
На месте, где был сожжен прах национального героя и борца за социальную несправедливость воздвигнут храм, в который люди приходят и в наши дни. В Соединенных Штатах открыт мемориал в честь этого великого человека, а памятников ему не счесть по всему миру: в Дели и Лондоне, Алма-Ате и Бишкеке, Нью-Йорке и Атланте, Гонолулу, Питермарицбурге, Москве и многих других. В южноафриканском городе Йоханнесбурге имеется даже площадь, названная в честь мыслителя Махатма Ганди. Он нем писали многие литераторы, к примеру, Джордж Оруэлл, Ростислав Рыбаков, Ромен Ролан и Алексей Литман. В 1982 году на экраны вышла кинолента под названием «Ганди» с Беном Кингсли в главной роли, а в 2007-м «Мой отец Ганди» в виде рассказа от лица его сына Харилала.
Интересные факты о Махатме Ганди
Этот человек не всегда носил лохмотья и ходил босиком. Проходя обучение в университете Лондона, он слыл тем еще денди, умел красиво и со вкусом одеваться, любил европейскую музыку и с удовольствием танцевал вальс.
За то время, что он проживал у себя на Родине, он был арестован несчетное количество раз. Это толкнуло его саркастически называть тюрьму Yeravda своим домом. Однако борца за свободу и равенство тут же отпускали, а больше недели за решеткой он никогда не проводил.
В тридцать семь лет Ганди принял обет Брахмачария. Это значило полный отказ от собственности, эмоциональных всплесков и половое воздержание.
Махатму пять раз номинировали на премию мира от Нобеля, но так ни разу ему ее и не выдали.
В сорок четвертом году супруга мудреца заболела тяжелой бронхиальной пневмонией, перенеся перед этим несколько инфарктов. Сын предлагал уколоть недавно изобретенный пенициллин, но отец запретил. Женщина вскоре умерла.