Богиня справедливости в древнем Египте : имя, описание, характер
Прежде, чем люди обрели законы, которые стоят на страже существующих общественных отношений, они руководствовались обычаями, принятыми сообществами неписаными нормами и установлениями.
Из каждодневной жизненной практики рождались этические категории: добра и зла, правды, справедливости – и неправды, несправедливости. Им придавалась сила неписаного закона, ими руководствовались, одобряя человека и его действия или же их осуждая.В конечном итоге, вместе с осмыслением окружающего мира и себя в этом мире, люди воображением своим создают мир богов и божеств, среди которых находится место и обожествленным этическим категориям.Появляются и божества, ответственные за поддержания правды и справедливости среди людей. В Греции гомеровских времен хранительницей справедливости и правды станет Дике (или же Дика).
В древнем Египте, ею станет Маат.
Богиня справедливости в Древнем Египте. Наименования
В памятниках древнеегипетской цивилизации Маат имеет и другие наименования. Она упоминается еще и как:
- Ма’ат
- Маа
- Маэт
- Мат
- Мау
Такое разночтение обусловлено не столько действительными различиями локальных вариантов божества, сколько условностями современного «озвучивания» иероглифов.
Атрибутика Маат
Атрибутика Маат теснейшим образом сочетается с ее символикой. Маат обычно изображали:
- со страусиным пером в прическе. Которое на суде Осириса она возлагала на чашу весов;
- со скипетром в одной руке и символом «жизни» – в другой;
- восседающей на плоском, со скошенной одной стороной песчаном предвечном холме;
- в виде статуэтки, воплощавшей в себе принцип порядка, гармонии, правды, справедливости, закона, правосудия.
Священными насекомыми богини считались пчелы, родившиеся из слез бога Ра, культовое значение имели также мед и, особенно, воск, из которого часто изготовлялись статуэтки богини.
Происхождение богини правды в Египте
Дочь бога Ра, Маат рождается вместе с творимым из предвечного хаоса миром, вносит в него гармонию и порядок. Отсюда – часто встречающееся название богини: «Глаз Ра» или же «Дочь Ра». Она стоит в Небесной Ладье солнечного бога вместе с Тотом, когда Ра впервые появляется над водами предвечного хаоса Нуна.
Впоследствии Маат является супругой (или же двойником, женской копией) Тота, иногда – Птаха. Разночтения тут, впрочем, лишь кажущиеся: супруг Маат, бог Египта Тот в теологических и мифологических представлениях древних обитателей долины Нила является лишь воплощением ума Птаха, его разума.
Иногда встречаются отождествления ее и с другими древнейшими богинями Египта: Исидой и Тефнут.
Но обычно она понимается как богиня правды и справедливости, гармонии и порядка среди людей, и миропорядка – во вселенной. В этом она противостоит богини лжи и неправды, беспорядка и первозданного хаоса Исефет.
Маат – древнеегипетская богиня гармонии и порядка
Устанавливая равновесие и гармонию в созданном Ра мире богов и людей, богиня Маат в Древнем Египте превращается в основу представлений о космосе. Она вносит в него божественный, предначертанный высшей силой закон и порядок. В соответствии с этими законами движутся по небесному своду светила, в соответствии с ними сменяют друг друга времена года, разливается Нил.На основании принципов Маат поддерживается не только порядок и гармония во Вселенной, но и взаимоотношения между людьми и богами, сплоченность людских сообществ.Пока среди людей существовала правда и справедливость, Маат, вместе с другими богами, пребывала среди них. Когда же в мире земном восторжествовало неправда, богиня вознеслась вместе с Ра на небо, и следит за делами земными уже оттуда.
После передачи власти над людьми фараонам, – живым воплощениям Гора, – Маат утверждает гармонию и порядок среди людей через посредство царской власти. И царь, и простые смертные в одинаковой мере ответственны перед Маат за справедливость своих деяний. Они вообще живут для Маат, в Маат и благодаря Маат.Особенно высока ответственность перед богиней истины, справедливости и правосудия у царя.
Маат и царская власть
Унаследовав от богов власть на земле, фараон искореняет Исефет – неправду и несправедливость, хаос и беспорядок. Принципы Маат, при этом, он утверждает всеми доступными ему способами:
- победоносными войнами он распространяет их по долине Нила и за ее пределами;
- поддержанием личного благочестия;
- посредством действий ритуального характера.
Ритуалы, как это и вообще характерно было для египетской религии, сложны и многочисленны. Некоторые из них засвидетельствованы на росписях гробниц и на других, дошедших до наших дней, изображениях.
На них, утверждая принципы Маат, фараон:
- избивает своей булавой жителей окрестных земель, утверждая тем самым принципы Маат в качестве основы всего мироздания;
- сетью ловит гнездящихся в топях дельты Нила птиц, символизирующих Исефет – покровительницу всемирного хаоса, зла и лжи.
Один из ритуалов исполняется с использованием статуэтки богини, наделенной частичкой ее силы, заменяющей в культе само божество. Царь совершает церемониал, во время которого устанавливается непосредственная связь между ним и богиней, между царствованием его, его предшественников и будущих преемников. Он сам становится воплощением принципов Маат, каждодневно утверждая порядок и гармонию в мире богов и людей.
Эту связь царя с Маат, которая возлюбили его, возникает еще во времена первых династий Древнего царства, и неизменно будет сопутствовать власти фараонов в течение всех последующих столетий и даже тысячелетий египетской истории. Даже будущий фараон-реформатор Аменхотеп IV, известный более как Эхнатон, в одной из надписей назван таким, что живет за принципами Маат.
Во времена же Тутанхамона, когда начинается религиозная реакция после реформ его предшественника и предполагаемого отца, восстановительная деятельность осуществляется при неизменных апелляциях к Маат: «Я, – провозглашает в своих надписях юный фараон, – вновь возвел разрушенные памятники в вечности и бесконечности, уничтожил ложь по всей стране. Я утвердил Истину, и ложь для земли сделал мерзостию, как и было это в начале всех времен».
Но не только царь связан властью своею с Маат. Первый сановник государства, чати, также осуществляет свои полномочия от имени Маат и утверждая ее принципы как богини справедливости в Древнем Египте. Он – «жрец Маат» м, в то же время, верховный судья.
Золотая статуэтка богини или ее образ, который носили на груди, – непременный атрибут и самого чати, и всех судей в Древнем Египте: богиня и незримо, и зримо (в этом образе) присутствует при отправлении правосудия, следя за его чистотой и справедливостью.
Наивысшим же проявлением судебных функций Маат является ее участие в суде Осириса.
Маат и суд Осириса
Богиня правды в Древнем Египте, Маат играла заметную роль в загробном суде Осириса. Более того, она – одно из важнейших его действующих лиц. После кончины и царь, и простой египтянин представали перед 42 судьями. Эти судьи выстраивались вдоль стен Зала, госпожой которого была Маат в двух своих ипостасях – Маат Юга и Маат Севера, мира земного и мира загробного. Стены зала украшались символами богини – страусиными перьями.
Сердце умершего взвешивается на весах, и противовесом ему служит страусиное перо или же статуэтка богини. Она не судит. Она – критерий истины, сама эта истина. Может быть, она и является этими, установленными перед престолом Осириса, весами (см. изображение на папирусе загробного суда Осириса из Метрополитен-музея, США).
Весы держат шакалоголовый бог Анубис, а окончательный вердикт провозглашает Тот. В случае вердикта обвинительного, если сердце отягчено ложью и неправдами, крокодилоголовый лев, Амту, пожирал его. Если же в сердце умершего пребывала Маат, если был он чист и безгрешен, – возрождаться ему к новой, духовной жизни на полях иару, египетского рая.
Культ Маат и ее храмы
Некоторую загадку для египтологов представляет отсутствие сколько-нибудь значимых храмов, посвященных богине. Сегодня известны только небольшие святилища возле Карнака и Фив, в которых, очевидно, на регулярной основе отправлялся культ Маат.Очевидно, в создании храмов более масштабных египтяне просто не видели специальной надобности: богиня правды в Древнем Египте пребывает не столько в храмах, сколько в сердцах людей.
Сегодня часто сравнивают Маат, – богиню, утверждающую этические нормы справедливости и правопорядка, космической гармонии и общего закона для мира богов и людей, – с великим законом дао в Китае, или же логосом в философских системах Древней Греции.Справедливости ради, однако, следует отметить, что египетская богиня справедливости утверждает свое верховенство в цивилизации, которая отстоит от цивилизации китайской на тысячи километров, а от античной греческой – на целые сотни и тысячи лет.
Дочь солнечного бога Ра, супруга Тота или Птаха, покровительница пчел, хранительница и охранительница правды и справедливости, Маат сквозь толщу веков устремляет свои взгляды вперед, в будущее. Иногда даже находит в нем своих поклонников и апологетов, в мистериях которых новые поколения пытаются отыскать для себя решения вечных вопросов устроения общества на основе принципов правды и справедливости.