Интересные обряды и обычаи на Руси, не дошедшие до наших времен
Старославянские праздники и обычаи имеют в своих истоках мифологию и верования, во многом общую всем индоевропейским народам.
Однако в процессе исторического развития обычаи и традиции славян приобретают и особенные, присущие в большей мере только им черты.
Проявляются эти черты в их менталитете, который формируется в процессе различных повседневных практик. Упорядочение жизни через праздники, обряды, обычаи, традиции в древних обществах приобретает характер всеобщей нормы, неписаного закона, которому следует как отдельный человек, так и все сообщество.
В соответствии с кругом жизни человека и общества, праздники, традиции, обряды и обычаи древних славян подразделяются на:
- календарные,
- свадебные
- ,погребальные.
Сведения обо всех этих группах сохранились во многих источниках. Частично славянские традиции и обычаи дошли до наших дней именно как обычаи народные, а не религиозные. Частично же они были восприняты христианством в процессе крещения Руси, и сегодня воспринимаются как вполне христианские.Но многие из праздников, традиций, обрядов и обычаев древних славян до наших дней не дошли.
Это касается всех перечисленных выше групп.
Календарные праздники, традиции, обряды и обычаи древних славян
Связанные с сельскохозяйственным, земледельческим циклам, они соответствовали смене основных работ в течение всего года.
Обычаи восточных славян сохранились в древнейших свидетельствах еще антского периода. Имеется в виду знаменитый перечень обрядов IV в. н. э. на сосуде для воды (священной?), найденный на Киевщине, в зоне расселения в будущем полян.Старославянские праздники и обычаи на этом своеобразном календаре связаны с поклонениям богам, так и ил иначе ассоциируемых в народных преставлениях с силами природы. В большинстве своем, они представляют собой заклинания дождя, распределенные во времени в соответствие с посевом, созреванием и уборкой хлеба.
- второго мая совершались обряды праздника первых ростков;
- в третьей декаде мая совершались заклинания о дожде;
- Ярилин день приходился на 4 июня;
- вся вторая декада июня проходила в молениях о дождях, так нужных наливающемуся в колосьях зерну;
- на 24 июня приходился праздник Купала, удержанный народной традицией вплоть до наших дней как праздник Ивана Купала (художественное воспроизведение ;
- с четвертого по шестое июля снова совершались моления и обряды о дожде;
- двенадцатого июля совершались приготовление жертв для чествования Перуна (выбор жертвы Перуну в Киеве: http://slavya.ru/trad/folk/gk/perun.jpg);
- в середине июля совершались снова моления о дожде; истоки этого обряда могут действительно восходить еще к трипольской культуре, о чем говорят изображения на сосудах
- двадцатого июля приносились жертвы Перуну (позже в этот день будут праздновать Ильи); реконструкцию святилища Перуна близ Новгорода ;
- с началом жатвы, 24 июля, совершаются моления уже о прекращении дождя;
- в начале августа совершались обряды и праздники урожая: шестого августа – праздник «первых плодов», а седьмого – «зажинки».
Языческие традиции дохристианской Руси удержат основные обряды и праздники этого календаря в течение многих веков. В честь Ярила совершались игры – с плясками, пением, криками и даже, возможно, с некоторой экзальтацией. Немало свидетельств этому сохранилось в фольклоре восточнославянских народов (о «Гербороде» и других многими считающихся позднейшими мистификациями источниках речь здесь не идет).Заклинание дождя, моления, празднования первых всходов, появления первых листьев, праздники сбора урожая – все это хранили обряды и обычаи на Руси в течение многих столетий.
Свадебные праздники, традиции, обряды и обычаи древних славян
Свадьба, обряды и обычаи, ей сопутствующие всегда зрелище яркое. Такой она предстает и в древнерусских обычаях. До крещения Руси они соединяли в себе, как это обычно и бывало в традиционных обществах, пережиточные, реликтовые поведенческие модели.
Сегодня все еще дискутируются вопросы о соотношении патриархальности и матриархальности семьи в древнерусском обществе. Фактом, однако, есть то, что древнерусские обычаи и традиции свидетельствуют об этом вполне определенно.
Читайте подробнее о жизни древних славян
О патриархальности свидетельствует само положение главы семьи, патриарха, под властью которого находятся все члены семьи в нескольких поколениях.Свадебный обряд предполагал, согласно летописной традиции, символическую покупку жен через выплату их родителям вена, а то и их похищение, «умыкание».
Особенно распространенным был этот обычай у древлян, у которых, если верить Нестору-летописцу, и брака-то никакого не было, а девиц «умыкали они у воды».Осуждает он и радимичей, северян, вятичей. Весь свадебный обряд, – если верить летописцу, – сводился у них к «игрищам между соседними селениями» , «к бесовским песням и пляскам», во время которых мужчины попросту выбирали себе девиц и попросту, безо всяких церемоний, начинали с ними жить. И имели при этом они по две и по три жены, – осуждающе говорится в «Повести временных лет».
Древнерусские традиции и обычаи сохраняют и следы фаллического культа, распространенного в древних обществах. Свадебный обряд, среди прочего, предполагал целую церемонию с изготовленной моделью мужского члена. «Срамным удам» приносят жертвы, а словене во время свадьбы погружали, – если, опять же, верить позднейшим свидетельствам, – модель фаллоса и чеснок в ведра и чаши, пили из них, а достав – облизывали ее и целовали.В этой же связи с фаллической и вообще сексуальной символикой связывают и некоторые другие обрядовые действия, сопутствовавшие свадьбе в Руси дохристианской. Среди них – скабрезные словечки, которыми перемежается обряд сватовства, срамные частушки с очень откровенной лексикой.
Знаменитый во всем мире русский мат тоже берет, очевидно, начало с обрядовых практик, имевших целью обеспечить плодородие почвы, плодовитость домашнего скота и, как во время свадебного обряда, рождение детей молодоженами.Но гораздо распространеннее были в древнерусских обычаях свадебные обряды, в которых демонстрируется уважение и любовь молодоженов и всех участников обряда друг к другу.
У полян, которых летописец противопоставляет их северо-восточным родичам, семья основывается на стыдливости отцов и детей, мужей и жен, свекровей и деверей. Есть у них и свадебный обряд, по которому невесту никто не крадет, а приводят ее в дом накануне свадьбы. Приданное же вообще обрядом не предусматривается – на день следующий за нее приносят, что пожелают.
Погребальные праздники, традиции, обряды и обычаи древних славян
Смерть, упокоение близких – одно из самых больших потрясений в жизни человека. Осмысление этой тайны стало одним из стимулов его религиозности. Что такое смерть и что будет после смерти – вот те экзистенциальные вопросы, их которых последовали религиозные ответы.
Древнерусские обычаи и обряды также теснейшим образом связаны с погребальными ритуалами, культом умерших, их почитанием.
Языческие традиции дохристианской Руси содержат множество особенностей по сравнению с позднейшими веками. Существенно разнился уже сам погребальный обряд. Из летописного свода можем выделить некоторые его особенности у вятичей:
- началом обряда является тризна
- после тризны тело покойника предается огню
- оставшиеся кости и прах собирается в сосуды
- сосуды с прахом помещаются на придорожных столбах.
Этнографические исследования позволяют наполнить этот обряд отдельными подробностями, сделать его более понятным современному человеку.
Так, под тризной здесь следует понимать состязания в честь покойного (как их устроил некогда Ахиллес благородный в память о погибшем Патрокле) и действия сугубо ритуального характера. Придорожные столбы (у древних славян – часто со своеобразной «крышей» и, для удобства собирающихся вокруг них душ, кромками) предлагается истолковывать как символ Мирового Древа. Они соединяют мир небесный, потусторонний с миром земным. По ним и души переселяются в мир иной.
upload.wikimedia.org
Более распространенным, однако, был погребальный обряд, о котором летописец рассказывает в связи с погребением князя Олега. Вместо сожжения – там погребение, вместо столбов – высокий курган. Тризна, устроенная княгиней Ольгой, сопровождается плачем вдовы, близких, а в случае с князем – и всего народа, обедом, сопровождавшимся питием медов древлянами.
Не дошедшие до наших дней, древнерусские обычаи оставили по себе помять в летописях, многочисленных археологических находках, народном фольклоре и в современных обрядовых практиках. Мы не всегда можем правильно разгадать их глубокий, иногда непонятный нам смысл. Иногда нам кажутся они предрассудками.
Ну что ж:
«Предрассудок! он обломок
Давней правды. Храм упал;
А руин его, потомок
Языка не разгадал».
Бывает и такое. Но «древняя правда становится ближе нам и понятнее, если мы примем во внимание толщи веков и тьму столетий, отделяющих нас от нее.