Каким было правление фараона Эхнатона?
Во времена Эхнатона, Египет был могущественным государством, но, в котором жрецы были наделены большой властью. Эхнатон не стал выбирать путь завоевательных войн. Он решил пойти другим путем. Он решил ослабить власть жрецов, их влияние на все слои населения с помощью реформ. Поэтому в историю он вошел как Эхнатон Реформатор.
Аменхотеп IV (Эхнатоном станет немного позднее) был сыном Аменхотепа III и царицы Тии. Откуда родом Тия, точно неизвестно, но, она не была из какого-либо знатного рода, и, скорее всего, вообще не была египтянкой. Однако, Аменхотеп III настоял на браке с ней, отвергнув претенденток из многих царственных родов. Из-за болезни отца, он очень рано стал его соправителем. А в 22 года, после смерти отца, он стал правителем Египта. Во время его правления, большое влияние на него оказывала его мать, которая была очень умной и мудрой женщиной. Начало правления фараона Эхнатона, дата : 1353 год до нашей эры.
Аменхотеп, придя к власти, взял курс на реформирование, а не на продолжение завоевательных походов. Чем вызвал бурю недовольства у жрецов, они не хотели видеть его фараоном и считали недостойным этого высокого титула, потому что его мать не из знатной семьи. По правилам, на трон мог взойти только сын фараона и его жены из знатного рода. А завоевания, как они считали, были нужны для укрепления власти и экономического развития.
В то время власть жрецов была достаточно крепкой. В результате походов предыдущих фараонов, и богатой добычи, существенная часть которой передавалась в храмы. В них осело достаточно золота, чтобы власть жрецов была крепкой и имела огромное влияние на все слои египтян. Власть жрецов со временем становилась все более влиятельной. Что стало вызывать конфликты между ним и жрецами. Неприязнь Аменхотепа и жрецов, со временем, перешла в открытую вражду и противостояние. Он понимал необходимость координальных изменений. Понимал насколько опасно недовольство жрецов им. Вполне возможно, к решению о принятии реформ, он пришел, боясь свержения своей власти или быть убитым.
Реформы фараона Эхнатона
Какую реформу осуществил фараон Эхнатон можно понять, зная, как он хотел ослабить влияние жреческой и светской знати. Это всё вылилось в открытое соперничество на уровне идеологий. В новом едином боге молодой правитель решил найти опору, позволяющую ему укрепить свою власть, а власть жрецов, наоборот уменьшить.
Помимо всего прочего, он решил создать единый культ нового бога во главе с фараоном-жрецом (фараон – главный жрец). Он полностью изменил роль жреца в религии. Вероятно, к подобным принципам ему помогли прийти евреи, пытавшиеся прийти в те времена к монотеизму. А также желание укрепить свою власть, показав и доказав, что он и бог едины. А отстранив жрецов, при помощи изменения религии, он сводил на нет их власть. Так же инициатором подобных изменений являлась мать – Тия. До него, столько координально, никто не пытался изменить религию.
Он решился на координальное реформирование в религии. Он заменил всех богов на единого бога – Атона. Если традиционно египтяне изображали своих богов с головами животных и туловищем человека, то нового бога они изображали в виде солнца и исходящих от него лучей, на конце которых размещались человеческие руки, удерживающие надпись “жизнь”. Основой его религии была энергия. Что уже являлось полным нарушением всех представлений о религии и жизни. Идя на такой шаг, он хотел полностью изменить отношение египтян к религии. Изменить религию – это значит поменять их мировоззрение. В те времена это был настоящий прорыв в интерпретации религии. Для многих было не понятно, как это иметь только одного бога. Ведь предыдущая религия существовала тысячи лет.
На шестой год своего правления, Аменхотеп IV, перенес столицу из Фив, на 300 километров севернее, в отстроенный в короткие сроки город Ахетатон. Верховным жрецом нового бога и религии стал он сам, взяв себе новое имя – Эхнатон. Он ввел определенные ритуалы, которые соблюдал он и его близкое окружение, которое поддерживало все его нововведения. Как ритуалы, так и обычаи он поменял полностью. Имена старых богов, враждующих с Атоном, без жалости стирались с памятников. Так же их имена запрещалось произносить под страхом телесных наказаний. Однако были люди, которые не хотели перемен в религии, они только ждали часа, чтобы вернуть старую религию. И такие люди были среди всех слоев населения, и их было не мало.
Эта реформа привела к удивительному, на тот момент, взлету искусства. Художники взялись за изображение различных бытовых сцен, передачу красоты внутреннего мира человека. И, если до этого периода фараонов изображали как полубогов и с похожими друг на друга лицами и фигурами, то теперь художники изображали их как нормальных людей, с присущими им определенными чертами, и даже физическими недостатками. В моду вошел стиль арт-деко, с яркими красками, четкими линиями, с четкой передачей образов. Это был самый настоящий прорыв в искусстве и культуре. За короткий промежуток времени искусство претерпело огромные изменения. Появилось много новых направлений.
После его смерти, трон занял его зять Сменхкара. Но после его недолгого, и можно сказать, что неудачного правления, трон занял его другой зять – Тутанхамон. Во время его правления был восстановлен культ старых богов, которые были в Египте до правления Эхнатона. Тутанхамон вернул Фивам статус столицы. Да и, видимо, имя Эхнатона, во время его царствования, упоминать было запрещено под страхом суровых наказаний. Все вернулось на свои места, как и было сотни лет. О новом боге были стерты все напоминания. Жрецы тоже вернулись в свои храмы. Но их прежняя мощь уже пошатнулась.
Прекрасная супруга фараона Эхнатона
Единого мнения о семье главной супруги фараона Эхнатона , до сих пор нет. Вся ее жизнь была тайной и сказкой, которая поражает наше воображение до сих пор. Но нам известно как звали жену фараона Эхнатона , ее имя Нефертити. Но вполне возможно, что она дочь царя из соседней Митании. По одной из версий, ее в 12 лет оправили в качестве дорогого подарка, преклонения, в гарем к его отцу. После смерти старого фараона ее должны были умертвить. Ее спас Эхнатон и женился на ней. История большой любви повторилась, и он женился, как и его отец, по любви. Она помогала своему мужу и всячески поддерживала все его начинания.
По другой версии, Тия выбрала ее в жены для сына. Нефертити была из знатного египетского рода. А Эйе, ближайший сподвижник фараона, был ее родным братом. Поэтому все обычаи были строго соблюдены.Эхнатон очень любил свою жену. Такой вывод можно сделать исходя из:
- Большое количество фресок посвящено ей. Больше, чем даже Эхнатону.
- На одной и фресок они изображены вместе во время поцелуя. Это самое древнее изображение любовной сцены.
- Видя отношение Эхнатона к Нефертити, египтяне очень почитали ее. Помимо красоты, она еще имела и доброе сердце.
Возможно, это почитание объясняет ее египетское происхождение.
Супруга фараона Эхнатона считалась женщиной редкой красоты. Но помимо этого, обладала большим умом и помогала своему супругу в правлении. Их любовь была взаимна и, судя по всему, они всегда на официальных церемониях и приемах появлялись вместе.
До наших дней дошел бюст Нефертити, который нашли в 1912 году в египетской деревушке, когда разбирали древний мусор. Он великолепно сохранился до наших дней. Только был отколот кусочек уха и отсутствовал левый зрачок. Но зрачка никогда и не было, потому что при жизни делали бюсты и статуи с одним зрачком, а второй вставлялся только после смерти. Благодаря этому бюсту, красота и изящество Нефертити до сих пор нас поражает, несмотря на многовековую разницу.
Ее имя до сих пор сопоставляется с легендой о красоте женщины, которая жила в очень давние времена. Среди ученых ходит легенда, что когда ее бюст нашли среди мусора, то мужчины были так поражены ее красотой, что ее долгое время им в снах являлась редкой красоты женщина в египетских одеяниях, с утонченными чертами и манерами.
Существует версия, что между женой и матерью фараона было противостояние. Которое закончилось тем, что фараон сделал жену соправительницей, а гарем отдалил от себя. Семейные проблемы были знакомы и в семьях фараонов. Будучи соправительницей, она сделала много для страны, ведь не даром она занимает важное место в истории.
Но, к сожалению, она так и не смогла родить ему сына, наследника. И это было трагедией всей ее жизни. Считается, что она не выполнила свою основную функцию. Для страны это могло быть большой проблемой. У них было шесть дочерей. А когда умерла любимая средняя дочь Нефертити и Эхнатона принцесса Макетатон, супруги охладели друг к другу. В это время фараон знакомится с молодой и красивой девушкой. Взяв ее в жены, он выслал со дворца Нефертити. Но со временем, юная жена ему надоедает. И он отсылает ее обратно в гарем.
Умер он в возрасте 29 лет (по тем временам средний возраст), скорее всего от давней болезни позвоночника. По другой версии его убили сторонники старой религии. Нефертити же умерла в возрасте 37 лет (вполне преклонный возраст). В те времена люди жили по нашим меркам не много. И 40-45 лет – были уже глубокой старостью. После смерти фараона она не жила в изгнании. Благодаря своей мудрости и уму, она оставалась все еще влиятельной женщиной при дворе фараона.
Вывод
Эхнатон – первый правитель древности, который ввел религию единого бога. До него, это не делал никто из правителей. Это ему позволило:
- Ослабить власть жрецов, а свою власть наоборот, сделать более могущественной и крепкой, потому что он объявил себя верховным жрецом в новой религии.
- Максимально объединить народ Египта с помощью новой единой религии. Потому что во многих городах почитали разных божеств, которые часто были враждебны к божествам из соседних городов. Что вызывало вражду среди египтян. Новая религия решала эту проблему, потому что бог был единый.
Благодаря религиозной реформе, начало изменяться отношение египтян к жизни, что сразу же отразилось в искусстве. В котором произошли существенные изменения.
Однако, после смерти фараона, его потомки так и не оценили, всех его реформ, чем и воспользовались жрецы. Старая религия вернулась. Его новая столица, которую он построил, и храмы новой религии были разрушены до основания. Чтобы даже и воспоминаний не осталось о всем том новом, что он попытался воплотить в жизнь и донести до египтян. Вместо столицы была построена арабская деревня. Возможно, новыми реформами он опередил свое время, поэтому они так и не закрепились в жизни египтян после его смерти. Это была первая попытка ввести единобожие.