Каким было время правления фараона Хеопса и Тутмоса?
Древние жители Египта увековечили память о себе множеством памятников материальной культуры. Короткие и неполные письмена, несущие лишь отрывки из дворцовых интриг и биографий монархов, да еще и начертанные летописцами письменностью, которую порой невозможно расшифровать, все же раскрывают перед потомками скрытые завесой тайны события, подробности военных действий, происхождения представителей царских семей. Точные даты появления на свет фараонов и сегодня являются предметом споров египтологов, а разная хронология – следствие отличия в летоисчислении нынешнем и древнеегипетском.
Фараоны, династические кланы Древнего государства плавно сменяли друг друга и продолжали оказывать в разной степени влияние на подданных. Эти периоды равнозначны по продолжительности зарождению и становлению европейских держав. Каждой эпохе историки присвоили свое название.
Улучшенная система орошения помогла развивать земледелие и садоводство (египтяне выращивали плодовые культуры, зерновые). В Египте кроме того выращивали овощи, культивировали виноградники. Развивалось скотоводство и птицеводство (утки, гуси, голуби). У египтян к этому времени было много достижений: изобретение папируса, календаря, числа пи и первые астрономические открытия. Деятельность фараона Джосера, строительство масштабной пирамиды под руководством Имхотепа в Саккаре, которая стала началом эпохи возведения крупных усыпальниц в Гизе, и победоносные военные кампании в Нубию свидетельствовали о могуществе египетских правителей.
Государственное управление, сложившееся ко времени, которое египтологи обозначили как Древнее царство, – это неограниченная власть владыки Египта. Совместно с разрастающимся аппаратом чиновников такое управление составляло основу древневосточной деспотии. Время правления фараонов Хеопса и Тутмоса охватывает огромный пласт истории государства, включающий Древнее царство, переходные периоды, Среднее и Новое царства.
Родом из провинции
Правление Хеопса (2589 — 2566 гг. до н. э.) выпало на сложный период Древнего царства. В это время простой египтянин жил одной лишь мыслью: строительством пирамид. Вершину социальной системы занимал единственный наделенный абсолютной властью человек – фараон. Своего монарха египтяне считали сыном бога Ра. Все богатство, которым располагал Египет, включая землю, ее недра, водоемы, плодящихся на египетской земле животных и произрастающие в дельте Нила растения, – все принадлежало одному обожествленному монарху.
Для египтологов остается загадкой, как Хеопс (Хуфу), который был родом из провинциального городка, сменил законного правителя – фараона Снофру. Но Хеопсу удалось вписать свое имя в страницы истории Египта возведением величайшей пирамиды, достигающей высоты 146 м. Такое небывалое по масштабам строительство требовало пополнения казны фараона на протяжении долгих двадцати лет. Источник колоссальных средств фараон Хеопс видел в богатствах жрецов. Это побудило его закрыть святилища, наложить запрет на принесение жертвоприношений. Одни мобилизованные для проведения строительных работ египтяне из каменоломен Аравийских гор к долине Нила перетягивали каменные глыбы весом в десяток тонн, другие – переправляли их на кораблях, третьи – доставляли до гор Ливии. Дорогу для перемещения огромных глыб строили изнурительные десять лет.
Хеопс прослыл мудрым и деятельным владыкой, который не ограничивался лишь строительством великолепной усыпальницы. О его военных походах на земли Синайского полуострова свидетельствуют победные надписи на рельефах. Три десятилетия египтяне вынуждены были нести изнурительную повинность: трудится над возведением пирамиды. Затянувшееся, требующее огромных материальных вложений строительство сказалось на экономике государства. Новоизбранный фараон Джедеф-Ра не последовал примеру предыдущего фараона. Его усыпальница близ поселения Абу-Роаш имеет скромные размеры. Восьмилетнее правление Джедеф-Ра не принесло ему какой-либо славы. Осталось только начертанным в письменах его имя.
Дальнейшая смена династий
Закат VI династии ознаменовался прекращением властвования фараонов из Мемфиса. Их правление осталось номинальным. Мощную египетскую державу поражает упадок и раздробленность. Итогом стало деление Древнего Египта на автономные княжества, а те делились на округа – номы.
Период, который египтологи обозначили как Переходный (2150 – 2040 гг. до н. э.) – тревожное и беспокойное время для древних египтян, полное мятежей, революций, бунтов, Ливийской агрессии, расхищения фараоновых усыпальниц.
Крушением гражданского правопорядка, переворотами и властвованием семидесяти правителей через каждых семьдесят суток завершился этот этап.
Только Ахтой I из IX династии, родившийся в Гераклеополе, сумел восстановить порядок в государстве и объединить его. Но это не уберегло Египет от культурного упадка. Разграбление города Абидоса, расположенного в Верхнем Египте, возвестило о начале жестокой борьбы влиятельных аристократов из Фив и Гераклеополя.
Х династия, правившая с 2100 г. до н.э., утратила свою власть. Фивы возвысились. Египет стал державой мирового масштаба, когда из Фив в Египет пришел монарх Ментухотеп I (IV). После долгих и неудачных попыток он разбил фараонов Гераклеополя и сплотил Египетские разобщенные земли, а бога Амона провозгласили единственным божеством Египта. В каждом номе теперь почитали регионального бога, но неизменно подносились дары земле (Геб), небу (Нут), воздуху (Ши), и Осирису – повелителю царства мертвых. При Ментухотепе I вновь наступил расцвет Египта.
Далее следовало царствование XII династии Аменемхетов (1991 -1892 гг. до н.э.) и начало централизации государства. Египет вновь расцветает при наследнике подчинившего Нубию правителя Сенусерте III. Но восстание зависимых и бесправных, очередной социальный взрыв приводят к полному краху Среднего царства. При XIII-XVII династиях начинается разгул анархии и частые вторжения гиксосов. В 1640 – 1552 гг. до н.э. гиксосы начинают властвовать в Египте и становятся фараонами. С приходом Яхмоса I Фив 1552 г. до н. э. в государстве формируется мощная египетская армия, которая изгоняет интервентов далеко за пределы страны – в Палестину.
После 1070 г. до н.э. наступает очередной этап в истории Египетской державы, названный египтологами Новым. Это время фараонов XVIII-ХХ династий. Нубия, Ливия, Сирия, Палестина входят в состав могущественного египетского государства, переживающего наивысший подъем. В это время правили великие фараоны, а в расцветающем Египте царил мир, возводились храмы, строились пирамиды в Долине фараонов, в области науки происходили новые открытия и открывались очередные законы.
Династия Тутмосидов (1550 – 1292 гг. до н.э.) – это монархи связанные тесным кровным родством, каждый из которых правил более чем 20 лет. Среди представителей восемнадцатой династии были фараоны женщины: Хатшепсут и Анхесенамон. Для этого периода характерно окончание освободительных воен и начало территориальных захватов, которые приносили фараону и его подданным богатую добычу и рабочую силу. Тутмосу I, а позже и Тутмосу II пришлось жестоко подавлять мятежи в Эфиопии и других захваченных землях.
Что характерно для времени правления Тутмосидов:
- расцвет архитектуры;
- завоевание более 600 городов на севере и на юге;
- подъем экономики;
- реформирование армии и увеличение ее численности;
- появление колесниц;
- утверждение рабовладения;
- реформа Ехнатона и обожествление единого бога Атона.
Одной из самых значительных фигур этого периода был Тутмос III Великий (время правления 1525–1471 до н. е), который расширил границы государства за счет земель Передней Азии. Тутмос умело использовал наемные войска. Придавая большое значение искусству ведения войны, используя колесницы, Тутмос стал могущественным военачальником, которому боялись перечить мелкие царьки окружающих Египет государств. Правление фараонов Хеопса и Тутмоса – время, когда старые религиозные представления становятся неприемлемыми, кроме того сугубо египетские верования были непонятны для большого количества жителей покоренных земель. Потому фараоны легко меняют свои имена, вместе с ними меняются и культовые божества. Мировой державе теперь должна соответствовать и религия.
В даты правления фараонов Хеопса и Тутмоса не раз будут вноситься изменения. Еще много загадок хранят усыпальницы фараонов. А биографии египетских правителей изобилуют предположениями и догадками. В этом нет ничего удивительного, ведь из летописей и хроник тех лет записи предстают перед исследователями в виде частей поврежденной временем мозаики.