Крепостные крестьяне в 17 веке в России
В жизни каждой страны и почти что каждого народа имеются страницы как хорошие, так и, мягко говоря, малопривлекательные. После окончательного утверждения крепостничества нормами сначала Соборного уложения Василия Шуйского, а затем – и Соборного уложения Алексея Михайловича, это явление стало определяющим в жизни всей страны на долгие два с половиной столетия. И чтобы оно стало ее украшением – сказать тяжело.
Но не все крестьянство оказалось закрепощенным. Какие крестьяне находились вне крепостной зависимости, а какие «были в крепости», было понятно даже из самого названия. Лично свободных крестьян называли еще с предыдущих времен (еще с XIV в.) черносошными (или же черными), а крепостных – владельческими.
Чем отличалось положение черносошных и крепостных крестьян
Положение этих двух основных крестьянских групп было различным.
Крестьяне черные (черносошные):
- лично не зависели от какого бы то ни было собственника земли, землевладельца;
- за ними сохранилась значительная степень личной свободы (среди прочего – право по собственному усмотрению менять место жительства и хозяйствования);
- сохраняли за собой право распоряжаться принадлежавшей им землей.
В зависимости они находились только от государства. По отношению к нему черносошные крестьяне исполняли тягловую повинность – платили подати и исполняли различные работы.
Не удивительно, что с усилением крепостнического строя численность этой группы в общей массе крестьянского населения неуклонно сокращалась. Крупные и мелкие феодалы-землевладельцы считали личным вызовом свободу находящихся по соседству людей. Используя все возможные механизмы, они пытались закрепостить, лишить экономической, а затем и личной свободы черносошных крестьян.
Все методы для этого были хороши. Можно было свободного крестьянина закабалить, опутав его долгами и невозможными для исполнения обязанностями. Можно было всех членов семьи обратить в крепостничество, если один из них был выходцем из крепостных. Уважая христианскую мораль, закон требовал семью не разрывать. Женясь на крепостной или же выходя за крепостного замуж, человек понимал, что он может последовать за любимым в крепостную неволю: крепостными навсегда останутся и его дети.
А можно было вообще прибегнуть к услужливым и падким на взятки судейским властям и предъявить заведомо неправдивые свидетельства о том, например, что в далеком прошлом один из предков черносошного крестьянина был в собственности далеких предков алчного помещика. Изготовить нужную, и при этом – фальшивую, грамоту сложности особой не представляло. Суд же практически никогда не вставал на защиту униженных и оскорбленных.
Со временем, но уже к концу 17 в., усилилось и давление на лично свободных, тягловых, черносошных крестьян и со стороны государства. Они облагались все возрастающими подушными податями, все большим оброком, переводились в разряд государственных.
Чем отличался крепостной крестьянин от государственного, так это сохранением личной свободы, проживанием на казенных (государственных) землях, исполнением повинностей только по отношению к государству. Последнее, однако, характерно уже для последующих веков, 18 и 19.
В течение же века семнадцатого черносошные крестьяне еще пытались сопротивляться нарастающему угнетению. Меньший гнет наблюдался в отдаленных уголках России – на Севере (в Поморье), в Сибири. Туда и устремлялись спасающиеся от притеснений и угнетения, от опасности попасть в крепостную зависимость черносошные крестьяне.
Вторую, и при этом все увеличивающуюся группу составляли крепостные.
Крепостные крестьяне в 17 веке в России
В среде владельческих крестьян также имелись различия. В зависимости от положения, они подразделялись на:
- Боярские или вотчинные. Их доля с утверждением абсолютизма в России и усилением дворянства постоянно и неуклонно уменьшалась. К концу 17 в. они составляли только 10% от общей численности крепостных.
- Помещичьи. К концу 17 в. основным хозяином земли и крепостных крестьян стало все больше укрепляющееся дворянство. Ему к концу 17 в. принадлежало больше половины (около 60%) всех крестьянских дворов.
- Монастырские (церковные). Церковь, которая превратилась в крупного феодала, владела в пределах 15% от всех крепостных.
- Дворцовые (царские). Государство, царская семья владела в общей сложности 10% крепостных, и доля эта постепенно возрастала. Известны слова Екатериной II, назвавшей себя (правда, через сто лет после описываемого здесь 17 в., во время Пугачевского восстания) казанской помещицей.
В крепостную зависимость к разным землевладельцам постепенно, в течение 17 в., переводились и другие категории незащищенного населения – бобыли (не имевшие собственного подворья и обрабатываемого ими надела, или утратившие право на его получение, крестьяне) и холопы. Со времен «Русской правды» их положение часто определяется как полурабское. И это справедливо. Они были оторваны от земли, исполняя роль прислуги своих господ. К исходу века и те и другие практически полностью слились с основной массой крепостного крестьянства.
Крепостные крестьяне: права и обязанности
Следует сказать, что лучшее положение было именно у крепостных, принадлежавших государевой семье. Управлялись они царскими приказчиками. В обязанности их входило снабжать царский двор необходимыми продуктами, дровами, исполнять различные повинности, в т. ч. – оброк (сначала – натуральный, позже – денежный).
Для всех же остальных крепостных жизнь складывалась иначе. Главная повинность, отбываемая крепостными и временнообязанными крестьянами (последняя категория появилась позже, после отмены крепостного права, и, следовательно, для 17 в. нехарактерна), – это барщина. Она-то и ложилась едва ли не самым тяжким бременем на плечи лично зависимого крестьянина. Потому и считается обычно, что среди многих других элементов социально-экономического и морально-нравственного характера, в первую очередь, крепостную зависимость крестьян характеризует понятие барщина.
По сути своей, барщина являлась принудительным трудом находящихся в крепостной зависимости от землевладельца крепостных. За пользование получаемым от собственника наделом, они обязаны отрабатывать (причем, собственным инвентарем и рабочим скотом) в его пользу определенное количество дней. Законодательно число их ограничено не было. Все зависело от доброй воли (или ее отсутствия) у помещика.
Обычно барщина оставляла от 3 до 5 дней. Но могло быть установлено прихотью помещика и все шесть дней в неделю. Вот только в воскресенье и в христианские праздники работать заставить было практически невозможно. На защиту крепостного всем своим возрастающим авторитетом мощно вставала Церковь. Не удивительно, поэтому, что в православной традиции такое почитание Святых! Они в условиях ужасающей деспотии кровопивцев-помещиков и действительно были защитниками угнетенных и обездоленных.
Говорить о каких-то законодательно гарантированных правах крепостного крестьянства в Росси семнадцатого века сложно. Государство думало, в первую очередь, о том, как бы еще больше выжать из крестьянина, полностью вверяя его в руки господина.
Еще труднее определяется правовое положение крестьян вышедших из крепостной зависимости. По той простой причине, что для семнадцатого века это вообще было явлением из ряда вон выходящем. Даже если крестьянин и получал вдруг «вольную», то без земли, без имущества, без перехода в другую социальную группу его участью было искать покровительства у «сильных мира сего», у тех же феодалов, которые угнетали его до этого. Тем более что с течением времени крепостничество превратилось во всеобъемлющую административную и личную власть помещика над зависимым от него (а фактически – ему принадлежащим) крепостным. Право помещиков в отношении крепостных крестьян позволяло ему продавать принадлежавшего ему крестьянина, как ему вздумается – с землей, или без земли, на вывод; разлучать семьи, продавая детей, отрывая их от родителей; безнаказанно истязать их, сечь кнутом за малейшую провинность, или и вовсе из самодурства… Пытки крепостных крестьян были в обычае тех жестокосердечных времен.
Не удивительны, поэтому, частые побеги крепостных от слишком уж зарвавшихся помещиков. Частыми были крестьянские восстания и просто бунты.
Царская власть стремилась защитить феодалов о народного гнева. Издавались акты, утверждающие право собственности помещиков на крестьян и землю. Продлевались сроки розыска убежавших от крепостного рабства, вплоть до отмены всяческих сроков давности (урочных лет). Воспрещался и самовольный переход крепостного к другому помещику.
Жизнь крепостных крестьян в России 17 века
Социально-экономическим и правовым статусом крепостного определялась вся его жизнь. Как жили крепостные крестьяне в России семнадцатого века хорошо известно из различных источников.
Средоточием всей жизни крестьянина являлась сельская община. Именно в ней находил отраду, а зачастую помощь и даже защиту лишенный в глазах государства и феодала всяких прав подневольный человек. В условиях крайне неразвитого быта, повседневные нужды ограничивались удовлетворением самых минимальных потребностей.
Простой дом, а вернее – изба-пятистенка. Но стремление к чистоте, бывшее, что называется, «в крови» у народа, вызвало к жизни целое направление в строительство. Речь идет об устройстве бань, которыми так восхищались и которым даже удивлялись путешествующие иностранцы. Крестьянин даже в своем крепостном бесправии заботился о чистоте, превращая процесс ее достижение в настоящее искусство.
Простая и очень скудная еда. Но сдобренная многочисленными напитками. В том числе, и горячительного характера, конечно. Соления и копчения, заготовка грибов и ягод – все это тоже из крестьянского быта той мрачной (и это правда!) эпохи.
Чем занимались крепостные крестьяне зимой, – отдельный вопрос. «Зима! – передает поэт радостное ощущение этого времени года. – Крестьянин, торжествуя, На дровнях обновляет путь…». Зима для крепостного, кажется, действительно самая лучшая пора. Как жили крепостные крестьяне в долгие зимние месяцы, сказать вполне однозначно трудно. Очевидно, по-разному. Однако почти общим для всех становится то, что работ на помещика становится меньше, а времени свободного – больше. Это – время сельских ярмарок народных гуляний, гаданий и любимых праздников. Рождество, Масленица – главнейшие из них. В народных песнях, под балалайку – народный русский инструмент – вершится, продолжается народная крестьянская жизнь. Пусть это крестьянство было даже крепостным.