
Смертоносный… перстень
Всем известно: перстни – популярное украшение. Во все времена их высоко ценили ювелиры и любители драгоценностей. Соответствующей была и стоимость таких изделий. К примеру, найденный не так давно золотой перстень с рубином работы знаменитого итальянского скульптора, писателя и ювелира эпохи Возрождения Бенвенуто Челлини, специалисты оценивают в 500 миллионов долларов.
А знаете ли вы, что это дивное и такое мирное украшение может выполнять совсем иную функцию – быть смертельным оружием?..
«Кошачьи когти» демонов ночи
Не знал этого и я. Точнее, знал, но немного. Видел в кино, читал в книгах, как из перстней сыпали яд в бокалы. Но, заинтересовавшись вопросом глубже, полистав литературу, узнал, что порой драгоценности превращаются и в шедевр… оружейной мысли.
Во все времена конструкторы стремились создать как можно более компактное, легкое и миниатюрное оружие. И перстень больше всего годился для этого. К примеру, на Востоке его издревле использовали как холодное “напальцевое оружие”. Там культивировали самые разные его виды – ударное, колющее, режущее, рубящее. Среди мастеров боевых искусств большой популярностью пользовались особые кольца – массивные металлические, якобы ювелирные, украшения с острыми, как бритва, гранями. “Кошачьи когти” надевали на каждый палец знаменитые японские демоны ночи – ниндзя.
В наше время ходить с железными когтями на руках не принято. Поэтому одна из американских фирм решила выпустить так называемый “Protek ring” – перстень с откидным лезвием-шипом. Стоит это экзотическое оружие по сравнению с перстнем Бенвенуто Челлини всего ничего: 7995 долларов.
«Метод Цезаря»
Перстень прекрасно подходил и для “работы” с ядом. В средние века широко распространились (естественно, в определенных кругах) перстни с углублениями-тайниками под драгоценным камнем. Камень закреплялся на шарнире и выполнял роль крышки. А в тайнике находился яд, чаще всего в виде небольшой горошины.
“Напальцевое” колюще-отравляющее оружие применялось и в античности. К примеру, легендарный Цезарь обладал неким золотым перстнем с изображением львиной головы. Когда императору нужно было “дружески” пожать кому-нибудь руку, он просто поворачивал перстень львом к ладони “друга”. При рукопожатии лев “кусал” оппонента, выпуская крохотный шип с сильным ядом. И “друг” умирал. Этот принцип использован и в перстнях, состоящих на вооружении нынешних “рыцарей плаща и кинжала”. Правда, современное устройство автоматически выбрасывает иглу в боевой обстановке. И так же, автоматически, убирает отравленный шип в корпус перстня.
И все же в наше время “метод Цезаря” выглядит архаично. Время требует чего-нибудь “поогнестрельней”. И оружейники откликнулись на этот призыв. В 1987 году Роланд Уитинг из ЮАР предложил вариант личного “напальцевого оружия самозащиты”. Оно было однозарядным, но с очень мощным миниатюрным патроном. Перед стрельбой устройство надо было взвести, выдвинув из перстня ствол и патрон. Затем следовало нажать на “украшение” – спусковую скобу-защелку, и пуля сражала противника. Перстень выглядел как настоящее ювелирное украшение. И действовал безотказно.
Эффект от выстрела был немалый.
Ну а началась биография огнестрельных перстней во Франции в 1870 году. Именно в эту пору здесь появились пяти- и даже шестизарядные револьверы размером с массивный мужской перстень-печатку. Это мини-оружие встречалось крайне редко и в небольших количествах. Оно не маркировалось и не подписывалось. Не имело авторского клейма и других знаков. Однако выглядело фантастически красиво. Издали перстень-револьвер почти не отличался от тех, что лежали на прилавках ювелирных салонов. И лишь вблизи было видно, что на месте драгоценного камня или геммы расположен маленький барабан с патронниками и короткими стволами. Барабан был рассчитан на 5-6 крохотных “шпилечных” патронов. Предохранителя не было. Поэтому носить перстень со взведенным курком не рекомендовалось. Но он все равно оставался оружием “ближнего боя”, поскольку все манипуляции перед стрельбой – поворот барабана, взвод курка, нажатие на спуск – можно было делать на ощупь.
Трудно судить об истинном назначении таких перстней. Скорей всего, эти “ювелирные изделия” не предназначались для выполнения коварных операций секретных служб. У них были более мощные виды закамуфлированного оружия – трости-шпаги, трости-пистолеты. Перстни, видимо, служили частным сферам. Однако эффект от пяти-шести выстрелов в упор был несомненно немалый. Это и понятно, ведь в силу своей миниатюрности и необычности расположения подобные устройства не обращали на себя внимания окружающих. Поэтому их применение оказывалось полной неожиданностью и заставляло считаться с хозяевами “украшений”…
Евгений Пасишниченко
Перстень – револьвер шпилечный. Производство Бельгия, XIX век, шестиствольный.