Биография Леонардо да Винчи: информация о жизни ученого и художника
Знаменитый немецкий политик и философ середины и конца девятнадцатого века Фридрих Энгельс писал об эпохе Возрождения множество интересных вещей. К примеру, он сказал, что время «требовало титанов, нуждалось в них и даже породило таковых по страстности, силе натуры и широте мысли». Одним из подобных великих мыслителей и подвижников он считал Леонардо да Винчи. Ведь этот необычный человек был не только живописцем или математиком, конструктором или изобретателем, механиком, инженером или физиком. В нем сошлись все эти таланты, основой которых стал изобразительный. Но кем же он был на самом деле, как протекали его дни и сложилась судьба?
Загадочный Леонардо да Винчи: биография «бесполезного гения»
Если говорить только о живописи, то можно назвать этого видного деятеля подлинным инициатором знаменитого стиля Высокого Возрождения. Он был искусным рисовальщиком, скульптором, видел любой предмет в собственном свете, стал настоящим теоретиком изобразительного мастерства. Но в то же время, имея настолько мощный талант от провидения, он безусловно и непреклонно верил в силу человеческого интеллекта. Искусство было для него не целью, а средством. Способом познания мироздания и его законов, тайн природы, правил гармонии и красоты. Оно помогало ему производить научные изыскания, которые шагнули далеко вперед, намного опередив собственное время.
Практически вся достоверная информация о Леонардо да Винчи почерпнута потомками из сочинения (жизнеописания) итальянского художника середины шестнадцатого века Джорджо Вазари. Именно в его труде имеет место рассказ о «поверженном учителе» Андреа дель Верроккьо, на полотне которого наш герой написал ангела, да так хорошо, что мэтр отбросил кисть и навсегда отказался рисовать картины.
Характеристика деятельности и открытий
Жизнь Леонардо да Винчи нельзя назвать простой. Ко всему, что он знал, умел и понимал, пришлось «доходить» самостоятельно. Он считал человека и его интеллект наиболее совершенным творением природы. В идеале – это гармонично и всесторонне развитая личность, живущая мирскими интересами, причем довольно далекими от того аскетизма, что чествовался во времена средневековья. Художник часто обращался к религиозным сюжетам в своих картинах, но трактовка получалась уже совершенно иной, новой, необычной.
В его персонажах, даже если они изображают божественных существ, легко угадываются простые люди с их прихотями и капризами, достоинствами и недостатками, добродетелями и грехами. Даже самые ранние работы мастера (Madonna Litta, Madonna Benois) в образе святой с дитям прославляют простую женщину, мать, со всеми ее земными и вполне доступными для понимания чувствами. В своих живописных работах да Винчи продолжает следовать именно такому взгляду.
«Тайная вечеря» и «Мадонна в скалах», как и другие полотна, наполнены настоящей жизнью и человеческими эмоциями, волнениями, чувствами. При этом он никогда не забывал и о композиции, уравновешивая все детали для более гармоничного восприятия. Однако, кроме картин, художник оставил и другое богатое наследие – в одном только «Атлантическом кодексе» (записки Леонардо) более тысячи страниц подробных чертежей, зарисовок, схем механизмов в области термо- и аэродинамики, ботаники, музыки, математики.
Рождение и детство Леонардо
Начало пятнадцатого века было непростым временем для Европы. В основном жить приходилось за счет натурального хозяйства, а знать и аристократия порой сама не гнушалась заниматься ремеслами для повышения собственного уровня доходов. Год рождения Леонардо да Винчи известен точно – 1452-й, да и с числом проблем не возникает – 15 апреля. Произошло это в крохотной деревушке Анкиано, что близ города Винчи, рядом с Флоренцией. Такие точные сведения удалось сохранить для потомков потому, что после появления на свет крохотного малыша его дед, Антонио, сделал запись в своем дневнике. Там он говорил о рождении внука от сына Пьеро и его жены Катерины.
Существует мнение, будто крестьянская девушка была вывезенной турками славянкой, откуда настолько аутентичное имя, а вот отец да Винчи совершенно точно работал нотариусом. Никакой семейной идиллии не было: отец вскоре повторно женился на знатной и богатой девушке, а малыш остался на попечение матушки. Оказалось, что несмотря на положение и состояние, жена папы была бесплодной. В возрасте трех лет мальчишку взяли к ним в дом в качестве наследника.
С ранних лет разлученный с любимой матерью Леонардо всю жизнь старательно воссоздавал ее образ в своих работах. Жить с мачехой ему не пришлось – он воспитывался дедом, который дал ему достойное для того времени образование. Род да Винчи был довольно многочисленен и богат, а низкорожденные дети все равно остаются продолжателями фамилии, потому в судьбу будущего гения более состоятельные родственники внесли и свой посильный вклад.
Становление флорентийского художника
Когда сорванцу Леонардо исполнилось тринадцать, первая мачеха приказала долго жить. Отец снова женился, но вскоре опять схоронил супругу. В итоге он нажил двенадцать детей, кроме первенца, и счастливо “дотянул” до преклонного возраста. Сперва он усиленно пытался приобщить отпрыска к юриспруденции, однако законами общества юноша совершенно не интересовался. Зато он увлекался живописью, а его работы поражали реалистичностью даже в самой простой технике. Тогда через год парня решено было отдать в мастерскую Андреа ди Микеле Чони, больше известного под именем Верроккьо, во Флоренцию.
Там он учился не только рисованию, но и получил доступ к книгам, освоил многие гуманитарные науки, основы механики и инженерного дела. Работа с кожей, гипсом, математика и черчение, рисование и металлургия – все это он изучил охотно и легко. Именно в этой мастерской он получил возможность свести знакомство с такими мэтрами, как Сандро Боттичелли, Пьетро Перуджино, Аньоло ди Поло и другими. Уже к 1473 году художник Леонардо да Винчи получил квалификационное свидетельство в Гильдии Святого Луки (Sint-Lucasgilde) и стал настоящим специалистом.
Обзор карьеры Мастера скрытых знаков
После завершения обучения художник остался в мастерской учителя. Существует даже занимательная легенда о том, как Верроккьо перестал рисовать. Виной всему ангел, которого он доверил юному дарованию написать на своем полотне о крещении Иисуса. Тот якобы настолько понравился заслуженному мастеру, что тот забросил кисть далеко и обещал никогда больше ничего не рисовать, сраженный красотой и искусностью ученика. Было это приблизительно в семьдесят втором, а уже к семьдесят седьмому появились «Мадонна с вазой» и «Благовещение».
В 1476 году во Флоренции прогремело неприятное дело, после которого каждый узнал, кто такой Леонардо да Винчи, и вовсе не из-за его талантов. Сам художник и трое его приятелей – молодых живописцев – были привлечены по ложному доносу к ответственности за содомию. Суд вынес оправдательный приговор, но это впоследствии породило массу слухов и сплетен о гомосексуальности или бисексуальности.
По всей видимости, в городе да Винчи имел собственную мастерскую, в которой и работал, так как об этом в историческом материале довольно мало сведений. Зато картин и других работ в 80–99 годах было написано великое множество: «Мадонна в гроте», Витрувианский человек, «Портрет музыканта», «Мона Лиза», «Тайная вечеря», «Битва в Ангиари» и многие другие.
Обзор достижений и осмысление теории рисования
Для наших с вами современников Леонардо да Винчи в первую очередь – художник. Однако его теории и наброски простираются далеко за пределы сферы искусства, затрагивая практически все аспекты человеческой жизни.
- Вероятно, кроме живописи, мастер увлекался еще и скульптурой. Исследователь университета Перуджи Карло Сиси утверждает, что отысканная им терракотовая голова лошади принадлежит именно руке этого великого человека. Однако работал он медленно, и никогда не считал рисование основным занятием, делом своей жизни.
- Леонардо сам идентифицировал себя как механика и инженера, конструктора и разработчика, генератора новых идей.
- Он сделал множество набросков и написал колоссальное количество заметок на тему анатомии и строения людей и животных, хотя при жизни никогда свои работы ввиду опасений обвинения в колдовстве. Он занимался вскрытием трупов и точным документированием строения организмов, что стало мощной основой в медицине для потомков.
Ему приписывают также первую разработку парашюта, танка и велосипеда, роботов, разнообразных катапульт и прожекторов. Считается, что двухлинзовый телескоп тоже придумал именно он. Он серьезно относился к теории в любом деле, не исключая и рисования. Да Винчи полагал, что тот, кто пытается применить практику без познания, «подобны моряку без компаса и штурвала». Потому он занялся созданием теории живописи, ведя свой дневник, куда регулярно заносил заметки о перспективе, цветосочетании, скульптуре, пропорциональности. Записей этих сохранилось более ста книжек. Повествование в них густо перемежается анекдотами, философскими отступлениями, баснями и крылатыми изречениями.
Последователи Леонардо
Многие художники эпохи Возрождения испытали сильное влияние гения этого великого человека. Некоторые на самом деле были его учениками, другие просто перенимали его неповторимый стиль максимальной естественности, игры светотени, реалистичности и объемности образов. Потому ломбардских живописцев того времени стали называть леонардески (leonardesco, leonardeschi), как и картины, что написаны в подобной «леонардовской» манере: полуулыбка, смягченные линии смуфато, миндалеподобные глаза, мягкие вьющиеся локоны). Можно отметить несколько наиболее известных имен.
- Андреа Соларио.
- Джованни Антонио Больтраффио.
- Бернардино Луини.
- Джованни Педрини или Джан Пьетро Рицци.
- Чезаре да Сесто.
В свои лучшие годы Леонардо да Винчи старательно заносил советы и рекомендации последователям в специальные блокноты. Прославленный мэтр считал, что настоящий живописец должен сперва овладеть в совершенстве перспективой, подружиться с ней, познать истинную форму предметов, которые собирается перенести на холст. Следующим этапом он предлагал копировать уже созданные великими картины, и только после этого приступать к чему-то своему, индивидуальному и неповторимому. Однако мастер предостерегает от «слепого копирования»: стоящий за мольбертом не должен стать зеркалом для окружающего мира, но пропускать его сквозь себя, словно призма.
Интересные факты о скрытых посланиях картин
Поклонники конспирологических учений утверждают, что да Винчи не просто переносил на холст то, что видел вокруг, а «выписывал» послания для потомков. Насколько все это правда, доподлинно неизвестно, но разные гипотезы, связанные с этим фактом, выглядят правдоподобно.
- Главная загадка – «Мона Лиза», улыбке которой посвящены многотомные научные труды. Совсем недавно обнаружилось, что в глазах девушки на картине под микроскопом можно обнаружить цифры и символы.
- «Тайная вечеря» — еще одно полотно, полное загадок, словно ящик Пандоры бедами. Музыкант и композитор Джованни Мария Пала отыскал на нем (в положениях рук и ломтей хлеба) завершенное музыкальное произведение. Ватиканский историк Сабрина Сфорца Галиция думает, что в картине есть предсказание потопа и даже настоящего конца света в четвертом тысячелетии.
- «Мадонна со святым Джованнино» представляет собой изображение девы Марии с младенцем Иисусом на руках, а также архангелом за спиной. Однако по странной случайности или задумке автора над левым плечом женщины парит поразительный дискообразный предмет, напоминающий неопознанный летающий объект (НЛО).
- Диковинное полотно «Иоанн Креститель» с полностью «глухим» фоном (необычно для картин тех времен), заставляет зрителя сконцентрироваться на главной фигуре. Многие считают направленный вверх палец, полутени и странную, даже слегка зловещую улыбку персонажа указанием на далеко не самые смиренные мысли.
Таких нюансов и секретов в каждой работе Леонардо можно отыскать десятки, а порой даже и сотни. Скорее всего, их загадка так и останется для нас неразгаданной. Следует учитывать, что всем этим картинам уже более пяти сотен лет, потому тайные знаки потихоньку «тают», и вскоре от них мало что останется.
Изобретения и плодотворное изучение наук
Знать всего лишь живопись этого человека мало, ученый да Винчи оказался не менее основателен и проницателен. Правда, мало изобретений мастера нашли применение в реальном мире при его жизни.
- Единственное практическое изобретение – специальный механизм для пистолета под названием колесцовый замок. Он имел заводной механизм, наподобие часового, а конструкция оказалась такой удачной, что применялась еще в середине девятнадцатого века.
- Он придумал перчатки вместо рукавиц для латников, что позволяло им стрелять из пистолета.
- Мастер много и настойчиво работал с изобретением летательных аппаратов разнообразных конструкций. Считается, что прототип аэроплана и вертолета принадлежит именно да Винчи.
- Художнику приписывают изобретение первого робота – механизм, «одетый» в рыцарские доспехи. Говорят, он умел вставать, садиться, двигать руками, ногами и шеей.
- В течение всей жизни Леонардо занимался исследованиями строения тела человека, а также животных, делал вскрытия и зарисовки, но опубликовать свои наработки не имел возможности – за это было легко «загреметь» на костер.
В 85-м году пятнадцатого столетия, сразу же по завершении вспышки ужасной эпидемии бубонной чумы в Милане, Леонардо представил завершенный проект «идеального», по его мнению, города. На схеме было продумано все до мелочей, от расположения улиц до стоковой канализации, что позволило бы уберечь людей от возможных проблем в будущем. В Норвегии недавно выстроили мост, который полностью соответствует тому, что дошел до нас в чертежах мастера. Он оказался настолько продуманным, что поразил даже инженеров двадцать первого столетия.
Письменное наследие Леонардо
Кроме изобразительного и изобретательского таланта, великий творец обладал еще и литературным даром. Дошли до потомков его записки в разобранном, хаотичном виде. Он писал левой рукой, потому почерк разобрать трудно, а ввиду давнего времени некоторые части текстов утрачены навсегда. После кончины художника его последователь Франческо Мельци выбрал из них то, что касалось живописи, и оставил сочинение Trattato della pittura.
Он имел хороший легкий слог, но литератором в полном смысле себя никогда не считал. В те времена сочинители писали в основном на латыни, а Леонардо вынес итальянский язык на суд общественности. Это был язык знати и интеллигенции, без изысков и прикрас, зато четкий, понятный и доступный для каждого. До наших дней дошло также около семи тысяч страниц рукописного дневника великого художника и ученого. Правда, находятся они в разных коллекциях, а некоторые их владельцы до начала двадцатого века даже не осознавали, какой клад имеют в своих руках.
Личная жизнь мыслителя и художника
О работах мастера известно много, хотя и они окутаны ореолом тайн и загадок, а вот о его семейной жизни, наоборот, практически нет сведений. Женат он никогда не был, по крайней мере, ни в одной церковной книге того времени нет ни единого упоминания об этом. Связей с женщинами в исторических сводках тоже не обнаружено, да и сам ученый никогда об этом ничего не писал. Однако поговаривали, что он был влюблен в фаворитку миланского герцога Людовико Сфорца – Чечилию Галлерани, выписанную им в полотне «Дама с горностаем». Это была опасная связь, если она имела место, то понятно, почему да Винчи скрывал ее – за это можно было поплатиться головой.
Ходили слухи о гомосексуальных склонностях художника, якобы он любил мальчиков и проводил с ними все свое время. К примеру, называли имя ученика Джана Джакомо Капротти да Орено, более известного как Салаи. Однако никаких доказательств тому нет, только судебный процесс в юности, который вынес оправдательный приговор. Возможно, именно с него писалась знаменитая «Джоконда» и томный «Иоанн», больше похожий на греческого сатира. Существует версия, что Леонардо не имел совершенно никаких отношений с противоположным полом, потому так и остался девственником до самой смерти.
Завершение жизни Леонардо да Винчи
В 16-м мастер принял приглашение от короля Франции Франциска I и стал его придворным живописцем, архитектором, другом, собеседником, инженером и механиком. Правитель поселил его в своем любимом дворце Кло-Люсе, где вырос сам. Тут он уже почти ничего не писал, а занимался организацией приемов и празднеств. Позже у него отказала правая рука, но, к счастью, он был амбидекстром и одинаково умело владел и левой тоже. Состояние его постоянно усугублялось, а весь третий год он уже пролежал в постели, опекаемый слугами.
Двадцать третьего апреля 1519-го года было составлено завещание, а уже второго мая мастер скончался. Он прожил долгие и насыщенные событиями и свершениями шестьдесят восемь лет, оставив после себя грандиозное наследие. Говорят, что умер он на руках своего близкого приятеля короля, но подтверждений этому нет. Похоронили его неподалеку – в замке Амбуаз, где и сегодня стоит надгробная плита с эпитафией.
В память о великом энциклопедисте
Международный астрономический союз (IAU) в тридцать пятом году двадцатого века назвал именем мастера кратер на видимой стороне Луны, а также астероид (3000) Леонардо. Существует минерал, носящий имя давинчит, открытый российскими учеными в начале двадцать первого столетия. Писатели и поэты неоднократно обращались к его личности, к примеру, «Синьор да В.» американки Кит Рид описывает жизнь мастера в публицистической манере.
Разработчики компьютерных игр тоже не остались в стороне, и Леонардо является одним из персонажей знаменитой саги Assassin’s Creed, а именно: второй части и Brotherhood. В мультфильме о черепашках-ниндзя один из зеленых персонажей тоже гордо носит его имя. В 2013 году на экраны вышел сериал под названием «Демоны Да Винчи», главную роль в котором сыграл Том Райли. Также есть огромное количество документальных лент, посвященных этому великому человеку и его работам, которые стоит посмотреть каждому.