О чем рассказала мумия Имхотепа?
Как то так уже повелось, что в памяти человечества удерживаются полководцы, истребляющие в войнах целые народы, жестокие тираны, измышляющие всякие напасти на головы несчастных подданных, цари, разоряющие страну безумными предприятиями создания какого-нибудь очередного «чуда света».
Не так часто помнит неблагодарное человечество своих благодетелей. Тех, кто познакомил людей с обжигом глины, из которой получилась замечательная керамика. Кто придумал двуколку, научил людей письму, принес на землю культуру и цивилизацию.Одним из редких исключений является Имхотеп – не-фараон Имхотеп прославился не менее своих современников царей. А может быть, и более.
Знаменитый «Не-фараон»
Обитателям мира античной греко-римской цивилизации о великом соотечественнике впервые рассказал Манефон. В своем перечислении он называет его Имутесом, славу которого сравнивает со славою Асклепия, бога-врачевателя древней Эллады. Первым, по словам египетского хрониста, Имутес начал строить здания из тесаного камня. Первым он научал людей и грамоте. Очень показательно при этом, что для Манефона слава Имутеса гораздо превосходит славу современного ему фараона, царя времени Древнего царства Тусотроса – так в греческой транскрипции передает он имя Джосера; фараона этого Манефон упоминает лишь в связи с Имутесом.По-египетски же имя Имутеса звучало как Имхотеп, что в переводе значит: «Пришедший в умиротворении».
Биография
О жизни Имхотепа, его происхождении, обстоятельствах, сопутствующих его деятельности, да и о самой его деятельности, в подробностях мы не знаем. Не идентифицирована с полной уверенностью гробница Имхотепа. Толща веков, которые отделяют нас от его времени, слишком велика, чтобы сквозь нее проник свет исторической истины.
Знаем только, что он:
- жил во времена уже упомянутого фараона III династии Джосера, т. е. в последней трети XXVII в. до н. э.
- был верховным сановником (чати) этого фараона
- отвечал, как верховный жрец, за отправление культа бога Ра в Гелиополе (греческое название древнеегипетского города Иуну).
Самую же громкую известность принесла ему, однако, деятельность интеллектуальная. Благодаря ей он почитается как первый ученый, первый исторически засвидетельстванный архитектор, великий зодчий.
С его именем связывается строительство самого, пожалуй, известного сегодня «чуда света» древних времен – царских пирамид в Саккара, неподалеку от еще одного египетского города, даже возможной столицы времен Раннего и Древнего царства, Мемфиса.
Имхотеп – «Зодчий пирамид»
Первые цари Древнего Египта были наследниками власти богов. Они и сами в представлении своих подданных уподоблялись божеству во время своей земной жизни и соединялись с божеством после смерти.
Смерти, в общем, для них и не было. После мумификации и погребения, они возрождались к жизни вечной, и сами становились уже настоящими богами. Важным при этом был процесс погребения. Он в течение первых более чем полутысячи лет египетской истории осуществлялся в гробницах-мастабах.
Мастаба в переводе из арабского означает «скамья». Так гробницу первых царей назвали наследники великой цивилизации, утратившие всякую связь со своей древнейшей историей. Сами же египтяне в древности называли такие гробницы «пер-джет», что может быть переведено как «дом вечности».Эти пер-джет состояли из части надземной и части подземной. В подземной части, стены в которой были покрыты сакральными знаками, находился сам фараон, вернее – его мумия.В верхней части находилась статуя царя. В нее переселялась душа, если мумия уничтожалась или повреждалась.
Сама гробница строилась в форме усеченной пирамиды, из кирпича или тесаного камня. Существуют догадки, что форма гробницы стала воплощением мечты о совершенстве. Такую форму приобретают высыпанные в кучку зерна пшеницы.
Великое новшество Имхотепа состояло в том, что он придумал поставить мастабы одну на другую. Так был совершен прорыв к новой форме царских усыпальниц, к великим пирамидам в Гизе. Они-то и воплощают в полной мере пирамидальную форму сыпучих веществ!
Первая настоящая пирамида в Древнем Египте – это пирамида придуманная Имхотепом, и Имхотепом построенная. Предназначалась она для фараона Джосера – владыки и повелителя всего Египта. Она имела ступенчатую форму и состояла из, первоначально, четырех, поставленных друг на друга, мастаб. Впоследствии число ступеней было доведено до шести; такой она и дошла до нашего времени.
Высота построенной Имхотепом для Джосера пирамиды превышала шестьдесят метров. Ее основание имело форму прямоугольника со сторонами в 125 и 115 метров соответственно.
Строителям великих пирамид времен фараонов четвертой династии Древнего царства осталось только усовершенствовать ее форму, сделав склоны не ломанными, а пологими. Так и появляется грандиозный комплекс в Гизе, названный еще ошеломленными греками главным «чудом света»: все боится времени, однако время боится придуманных Имхотепом пирамид!
На статуе Джосера, чуть ниже официальной титулатуры фараона, значится: Имхотеп – строитель и ваятель каменных ваз (см.: Статуя Джосера. Каирский музей https://commons.wikimedia.org/wiki/File:Djoser_statue.jpg?uselang=ru). Изготовленные из обсидиана, вазы Древнего Египта ставят в тупик многих наших современников совершенством своих форм, уровнем мастерства, позволившим изготовить их из сверхпрочного материала. Часто их приписывают инопланетянам. Традиция же считает их творениями Имхотепа.
И другие новации в архитектуре Древнего Египта приписывает тысячелетняя традиция великому египтянину. Он считается первым создателем колонн, применявшихся при строительстве храмов Древнего Египта, а за тем – и в строительной практике всего Восточного Средиземноморья, всего, в конечном итоге, мира.
Имхотеп – врачеватель
Вторым, но не менее, а для человечества – даже более важным занятием Имхотепа является врачевание.
Он вообще считается не только первым архитектором, но и первым исторически засвидетельствованным врачом. К его медицинским трактатам обычно относят основные положения знаменитого папируса, датируемого временами Среднего царства, так называемого «папируса Эдвина Смита» (см.: Фрагмент папируса Эдвина Смита https://commons.wikimedia.org/wiki/File:EdSmPaPlateVIandVIIPrintsx.jpg?uselang=ru).Имхотеп, очевидно, впервые обобщил врачебный опыт всех предшествующих ему эпох в истории Древнего Египта.
Знаменитейшее изречение из этого папируса является, своего рода, девизом независимости и научной добросовестности врачей последующих времен и народов: не учи ученого готовить лекарственные снадобья, – гласит оно.
Имхотеп – великий просветитель
Чати фараона, главный жрец гелиопольского храма, архитектор, строитель и врачеватель, Имхотеп был еще и великим просветителем.
С ним связывается появление грамоты – его изображают в виде сидящего перед свитком папируса юноши, а появляющиеся позже поучения непосредственно восходят к утраченному впоследствии, но, безусловно, хорошо известному самим египтянам «Поучению Имхотепа». Каков сюжет был этого поучения – нетрудно догадаться из последующих произведений такого типа. В нем, очевидно, египетский мудрец призывает к установлению добра и справедливости, законности и порядка. Вполне в духе Маат, в обществе которой он иногда изображается.
Слава Имхотепа
Не уступающий славой фараонам, Имхотеп воплощает в себе все науки и все искусства.Он – воплощение и олицетворение духа творчества, подвигавшего древних египтян к созданию одной из первых, – если и не первой, – цивилизации на Земле.
Безусловный авторитет хотя бы в силу своих официальных титулов для современников, с ходом времен он превращается в божество:
- как врачеватель, он становится богом всех целителей, и в позднейшие времена в его честь отправляются богослужения в храмах Мемфиса и Фив
- как покровитель всех наук и искусств, он входит в круг могущественных богинь Египта, Маат и Хатхор
- в образе ибисов он отождествляется с богом-покровителем мудрости, всех наук, просвещения и письма Тотом
- как создатель письменности, текстов, написанных на изловленном Маат папирусе, – выстроенных в безукоризненном порядке слов, – он хранит порядок, препятствует наступления хаоса и анархии тогда он уже спутник, или даже воплощение, Шу, отделяющего небо (Нут) от Земли (Геба)
- как воплощение Тота, в эллинистические времена отождествляется с Тотом Гермесом Трисмегистом, и тогда его символом становится Сфинкс ; отметим, однако, что это теория целиком принадлежит эпохе великого синтеза культур античной и восточных цивилизаций.
Согласно египетской традиции, великий зодчий был мумифицирован. В позднейшие времена даже совершались паломничества к месту его захоронения, к его мумии, находящейся, якобы, в Саккара.
Мумия Имхотепа, однако, до сих пор не обнаружена. С полной уверенностью нельзя говорить, и что одна из почти ста двадцати известных сегодня пирамид – это пирамида Имхотепа. Обнаруженные в Саккара захоронения мумий священных птиц бога Гора (а, следовательно, и Имхотепа), ибисов, могут, конечно, служить своеобразными «дорожными указателями» для всех, кто пытается отыскать мумию самого египетского мудреца. Но сегодня она все еще является вожделенной целью как для египтологов, так и для многочисленных почитателей древнеегипетской цивилизации
Настоящая слава Имхотепа – не в мумиях и пирамидах. Делами своими он превосходит всех фараонов. И все пирамиды, создателем которых он, впрочем, и является.